logo
menulogo

Быстрее, выше, сильнее: как появился культ саморазвития и чем он опасен для психики

Коллаж Super
Коллаж Super

Современному человеку не сидится на месте: он то проходит курсы взахлеб, то осваивает шестой язык. Часто усилия не дают желаемого результата, а знания набираются для количества, но страдают в качестве. Разбираемся, откуда взялся пресловутый культ саморазвития и куда нас в итоге завел.

РЕКЛАМА - ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

Как возник культ саморазвития

Можно сказать, все началось (внезапно) с американских отцов-основателей. Как в скалах выдолблены их лица, так и в мировой литературе — их назидательные полупритчи-полуисповеди. Так, прославленный Бенджамин Франклин в 1791 году написал мемуары, на русском языке вышедшие под названием «Путь к богатству». Сын мыловара Франклин действительно выбился в люди, стал духовным лидером нации и посмертно украсил собой стодолларовую купюру.

Жозеф Дюплесси. Портрет Бенджамина Франклина, 1785 г. Источник: Wiki
Жозеф Дюплесси. Портрет Бенджамина Франклина, 1785 г. Источник: Wiki

В любви к жанру «из князи в грязи» были замечены не только политики, но и дельцы, которых в США было по пучку на сантиметр. Так, мультимиллиардер, владелец сталелитейной компании Эндрю Карнеги увековечил свой путь в опусе «Евангелие богатства». Тут он последовал примеру Франклина: в наущение потомкам сочинил свод законов, а между строчек намекнул, что к богатству можно прийти через правильное мышление. В книге содержатся как советы по расширению кругозора, так и житейские мудрости: «Никогда не покупайте то, что не можете оплатить, и не продавайте то, что вам не принадлежит».

Традицию бизнес-руководств в начале двадцатого века продолжил писатель Уоллес Уоттлз. Он стал пионером мотивационной литературы и написал ряд инструкций по достижению успеха. Мужчина был приверженцем движения «Новая мысль», члены которого полагали: все существующее в нашем мире — проявление Бога, в том числе человеческая мысль. Поэтому использовать ее себе во благо не только незазорно, но и подчас необходимо. Уоттлз считал благополучие чем-то вроде науки и утверждал, что стать богатым можно, просто освоив нужные навыки.

Дальше американское общество ждали крутые изменения. Ковбои устали на родео, старатели умаялись на рудниках — в 1920-е жители Северной Америки повалили в города. На фоне таких же прекраснодушных и смелых нужно было выделяться, чтобы понравиться работодателю. Проблему пустил на финансовый конвейер уже другой Карнеги — Дейл. Будущий психолог решил популяризировать ораторское искусство среди новых бюргеров, в чем преуспел. Современному читателю он известен по книге «Как завоевывать друзей и оказывать влияние на людей».

РЕКЛАМА - ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ
Издание книги «Как завоевывать друзей и оказывать влияние на людей» Дейла Карнеги 1944 года. Источник: The First Edition
Издание книги «Как завоевывать друзей и оказывать влияние на людей» Дейла Карнеги 1944 года. Источник: The First Edition

Потом успешный успех импортировали в Старый Свет. Сначала все были озабочены экономикой — континент надо было восстанавливать после Второй мировой, поэтому людей интересовали капитал и продажи. Дальше в Европе пошла мода на позитивизм и бихевиоризм — научные теории, утверждающие, что психические процессы научно постижимы, так как человек состоит из реакции на стимулы (вспоминаем собаку Павлова).

В 70-е им на смену пришла позитивная психология. Ей мы обязаны духоподъемными лозунгами в стиле «думай и богатей». Согласно канонам позитивных психологов, ответственность за свое состояние всегда целиком и полностью лежит на человеке. Так что если перед выходом на прогулку пошел дождь, подумайте: может, это ваша вина?

В 90-е установился зрелый капитализм. Мотивационные коучи поработили человечество, деньги окончательно перетекли с заводов в офисы. Под обветшалый железный занавес мода проникла в Россию, но с опозданием. И если Патрик Бейтман из «Американского психопата» погрузился в self-care в поздние девяностые, у нас осознанностью озадачились сравнительно недавно. Ни грамма алкоголя в кровь, ни одной негативной мысли в голову.

Культ саморазвития сейчас

Сейчас саморазвитие правит бал. Особенно в него погружена молодежь: опросы 2023 года говорят, что 80 процентов россиян от 16 до 35 лет активно потребляют просветительский контент на разные темы. Также совершенствование одобряется обществом: уделять ему свободное время считается правилом хорошего тона, что в целом логично.

РЕКЛАМА - ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

Разумеется, тема саморазвития не нова. Древнегреческие стоики советовали развивать в себе терпение, чтобы приблизиться к идеалу мудреца. За несколько столетий формулы упростились, а образ жизни изменился. Теперь большую часть дня люди сидят не под сенью олив, а в офисе под кондиционером. Поэтому заветы успешного успеха можно считать адаптированной мудростью для двадцать первого века.

В реалиях, где уважения к академии не так много, онлайн-обучение пытается заменить классическое образование. Об этом свидетельствуют сводки с опросами, в которых респонденты пеняют вузам на бесполезность, призывая вооружаться тысячей и одним курсом. Такой подход, впрочем, может вести к искажению сути обучения: человек, одержимый саморазвитием, не приобретает измеряемую статусом или степенью экспертизу, а потребляет знание как продукт, относясь к нему соответствующе.

При этом желание разбираться во всем, выкрученное на максимум, часто выглядит неловко. Так, рассуждающий о литературе бизнесмен Аяз Шабутдинов едва ли может вызвать какую-то реакцию, кроме смеха. При этом инфобизнесмены, очевидно, главные бенефициары такого подхода к обучению — они получают деньги от продажи курсов. Конечно, инфопродукты можно делать качественно и не из воздуха, однако портрет потребителя, не знающего, за что ему взяться, остается тем же.

Источник: Unsplash
Источник: Unsplash

Очевидно, курс китайского языка не сделает из вас китаиста, воркшоп по психологии — доктора гуманитарных наук, поэтому приобщаться к обучающему контенту стоит в свое удовольствие. Впрочем, желание стать лучшей версией себя может вылиться в негатив: известно, что перфекционизм и тревожность неразрывно связаны. Это может быть сопряжено с тем, что стремление саморазвиваться у конкретных людей обосновано не столько внутренним позывом, сколько желанием соответствовать общественным стандартам.

РЕКЛАМА - ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

Там, где мы размениваем свои потребности на чужое одобрение, нас ждут тревога и апатия. Книгу на тему написал профессор психологии из Дании Свен Бринкман. В работе «Конец эпохи self-help: как перестать себя совершенствовать» провел связь между трендом на саморазвитие и массовой депрессией последних лет. Его коллега из США Барбара Хелд активно воюет с «тиранией позитива»: критикует позитивную психологию и считает, что человечеству пора притормозить из-за его вредоносного влияния self-help на психику. Так что желание быть быстрее, выше, сильнее, утверждают специалисты, все-таки способно завести нас не туда.

Как быть, если культ саморазвития вам не нравится

Попробуем взглянуть на культ саморазвития критически. Для начала можно придраться к самому жанру. Важно помнить, что его создали конкретные обстоятельства, и если качественный скачок в доходах был возможен когда-то в США, с тех пор социополитический контекст изменился. Да и мы не ковбои и не старатели. Поэтому скрижали небесные об успехе на самом деле сто раз переданная из рук в руки бумажка, на которой сейчас уже ничего не разобрать.

У культуры self-help достаточно противников. Если претензии со стороны психологии не так убедительны, можно уйти в радикальную теорию. Так, культуролог Марк Фишер критикует современное общество: клеймит его неолиберальной дистопией, способной провоцировать депрессию сама по себе. В этой реальности саморазвитие оказывается ритуалом, навязанным нам для поддержания круговорота капитала. Такое мнение характерно для мыслителей левого толка — от словенского поп-философа Славоя Жижека до автора книги «Бредовая работа», американского антрополога Дэвида Гребера.

Наконец, можно не поддаваться искушению стать совершенным киборгом. Если сил противостоять натиску социума нет, источник вдохновения можно найти в популярной психологии — взять того же Михаила Лабковского с его критикой стереотипов. Аналогично в противоположной ситуации: если тяга в знаниях в вас сильна, зубрить китайский вам никто не мешает. Однако тут важно отделить зерна от плевел и убедиться, что в вас говорит не коллективный разум. Тут небесполезной будет беседа с психологом, который поможет вам разобраться в том, что вам действительно нужно.

Ну а напоследок можно вспомнить увязший в зубах афоризм, что лучшее — враг хорошего. Бенджамин Франклин воодушевился бы произведенным им спустя столетия эффектом. Но так ли на самом деле нужно самосовершенствование через «не хочу»? Время на подумать еще есть.