logo
menulogo

Чернобыль, Распутин и КГБ: зачем американцы снимают сериалы про Россию

super.ru

Русская культура и история всегда будоражили умы западных киноделов. Tolstoy, Lenin, vodka, balalayka — атрибуты «клюквенного» образа типичного русского присутствуют в каждом втором фильме и сериале. В последнее время мода на русскую тему в кино возродилась. Внимание миллионов приковали сериалы «Чернобыль» и «Последние цари», которые являются диаметрально противоположными по историчности и вниманию к деталям. Если по-настоящему атмосферный и кропотливо воссозданный Чернобыль (о котором мы делали подробный лонгрид) заставлял поверить в происходящее, даже будучи сериалом не без ляпов и допущений, то в «Царях» происходит какая-то псевдоисторическая вакханалия и просто откровенный трэш. Вечно пьяный маньяк-развратник-злойгений Распутин, «царь Николай», похожий на солиста второго состава группы System of a Down и какой-то совершенно разгильдяйский подход к художественной составляющей фильма и достоверности эпохи делают сериал от Netflix попросту несмотрибельным (да, оказывается, и такое бывает!). Сюда же можно добавить православный монастырь, снятый где-то в Армении, и поистине царские реплики типа «чувствую себя дерьмово». Почему между двумя сериалами о России оказалась такая пропасть? Видимо, одни хотели сделать хорошо и красиво про Советский союз и трагедию в Чернобыле, а другие — лишь бы как, про ruski kozaki i Rasputin. Ну хоть с медведем никто не танцевал и на том спасибо.

Фото: «Последние цари»
Фото: «Последние цари»

Вообще легче всего показать загадочную русскую душу, паразитируя на уже существующих стереотипах. Назови пару мордатых персонажей «Юрий» и добавь нелепые фразы на квасном русском типа «йопцвоюмаць» и — готово! Такой дорожкой уже пошли многие франшизы типа «Кингсмена», где демонического Распутина-акробата списали с казака из «Холмса» Гая Ричи, и такая же беда коснулась сериала «Очень странные дела», который считается культовым чуть ли не с самой первой серии первого сезона. Драматичный финал выдал настолько мощный заряд ахинеи в стиле паранойи по «проделкам КГБ», что невольно появляется желание сверить часы: точно ли сейчас не 50-е годы? Интересно, что такая развязка не понравилась даже самим американцам, которые увидели в этом могучую тень Шварценеггера из «Красной жары» и подобной «клюквы». Российские зрители, судя по всему, уже выработали на подобные исторические бэд трипы равнодушную зевоту. Некоторые, особо эмоциональные, разбивают лбы в фейспалмах. А вот как воспринимают такую пропаганду наши дети? Некоторые, видимо те, кого не обошли семейные посиделки на кухнях за просмотром передачи «Время», воспринимают подобное в штыки. Те, кто рос в семьях профессоров и учителей, просто смеются с идиотских ляпов. Но те, кто не следит за новостями и вообще не парится на счет политики и пропаганды (а таких большинство), сами того не замечая, пропитываются негативным восприятием эпохи в целом и советских людей в частности.

Фото: «Очень странные дела»
Фото: «Очень странные дела»

Большинство иностранцев воспринимают сюжеты про Распутина и зловещее КГБ за чистую монету, лишь изредка напрягая сервера «гугла» ленивыми запросами типа «кто такой Сталин» и «кто выиграл Вторую мировую». Однако, надо признать, российская молодежь в познаниях истории ушла не намного дальше. Многочисленные опросы и исследования показывают, что в массе своей отечественные миллениалы чуть более, чем полностью, плевать хотели на то, что происходило до 90-х годов. Во-первых, всему виной «развал» Союза. Наше поколение 90-х вышло из хаоса и безвременья, взращенное вне культурного и исторического кода, этакая бракованная партия с пока еще советского конвейера, но уже иной прошивкой. В один миг общество, которое строилось на партсобраниях и пионерских слетах, оказалось в подъездах и на вписках, где продолжило формироваться в лихой балабановской романтике. Наши деды рассказывали нашим отцам о том, как брали Берлин, наши отцы рассказывали нам, как улетали в космос, а нам нечего рассказать своим детям. Поэтому им рассказывают другие. Даже о нашей собственной истории они узнают из американских фильмов. Еще одна причина: современные дети мало читают, воспринимая информацию с экрана, а бумажные книги считают пережитком прошлого. На этом выжженном поле все чаще прорастают зерна искусства массового потребления и эпатажа.

Фото: «Чернобыль»
Фото: «Чернобыль»

Не забывайте, что наши отцы и деды — те самые «совки», в чью сторону вы сейчас презрительно фыркаете. Они жили в той системе ценностей, в том векторе. Мы живем в совершенно ином. Но это вовсе не значит, что сейчас у нас рай на земле, а тогда было исключительно плохо (как не означает и обратного). А ведь именно эта концепция сейчас выгодна политикам и медиа. На контрасте с Советами, где не было джинсов и «макдака», жизнь в которых легко показать в негативном ключе, отсутствие какой-либо идеологии и национальных ориентиров и замену духовных и культурных ценностей материальными гораздо легче продавать «пиплу». «Вы ведь не хотите как при Сталине жить?» — говорят нам, выпучив глаза. И ведь с этим сложно спорить: никто, блин, не хочет жить как при Сталине! Но давайте начистоту: подойдите к своим бабушкам и дедушкам, да даже родителям, спросите у них: пытали ли их в подвалах Лубянки? В кино все преувеличено в угоду художественным средствам и двигателю сюжета, это правда. Однако для того, чтобы «двигать», можно писать шикарные сценарии и прописывать персонажей, как это сделали создатели «Чернобыля». А можно эпатировать на мифах и грязи, так гораздо проще. Вопрос в том, кому нужен такой контент и что он оставит в головах восприимчивых и верящих в то, что проецируют с экрана, мальчиков и девочек?

Фото: «Идентификация Борна»
Фото: «Идентификация Борна»

Когда-нибудь мы с вами тоже станем объектами стереотипов. И про нас будут говорить, что мы ходили в кроксах, занимались только виртуальным сексом и ели переработанный пенопласт. И кто-то будет в это верить. В наших силах сделать так, чтобы наши дети, их дети и их дети знали, как мы жили, на чем росли и какую музыку слушали. Мы можем, нет, мы обязаны сделать так, чтобы у них осталась связь с предками, историей, культурой нашей страны. А ведь для этого достаточно просто говорить со своими чадами, не давать им быть одинокими и предоставленными самим себе. Самим себе и сериалам, где им расскажут о том, как плохо и несчастно жили раньше, когда даже Wi-Fi был не везде. Поглощайте клюкву в сахаре, а не в кино, и занимайтесь своими детьми, чтобы ими не занялся кто-то другой.