logo
menulogo

Гротеск на грани истерики. Почему «Фаворитка» — фильм года

super.ru

Главное, о чем стоит сразу сказать: это вовсе не претенциозная историческая драма, которая заставит вас зевать чаще, чем посматривать на часы. Это совершенно безбашенная и наглая цирковая постановка, заставляющая зрителя не только переживать за персонажей, но и нервно хихикать от комичности и бестактности происходящего. Если совсем упрощать, «Фаворитка» — это очень смелый политический и сатирический анекдот, сдобренный совершенно неадекватной режиссурой, которая по сути становится фишкой картины, а также сверхудачным кастом.



1. God Save the Queen

Главное достоинство и гордость «Фаворитки» — поистине гениальный актерский состав. Йоргос Лантимос всегда славился своим умением подобрать исполнителей, идеально раскрывающих прописанный образ. В этом фильме труппа отыгрывает на все 200%: совершенно нереальная Оливия Колман, как и ее партнеры по площадке, чудом соблюла тонкую грань между истерикой и гротеском. Каждый персонаж здесь по-своему трагичен и болен, но больше всего напастей сваливается на королеву Анну (Колман), которая страдает от подагры и развивающегося психоза с паранойей. Ее фаворитка, герцогиня Сара (Рэйчел Вайс), давний предок самого Уинстона Черчиля, по сути управляет государством в состоянии войны с Францией. Она держит все в своих ежовых руковицах до тех пор, пока при дворе не появляется кузина Сары — Эбигейл (Эмма Стоун).

Два часа хронометража пролетают просто мгновенно в каком-то нелепом угаре и водовороте, который вбирает в себя россыпь неадекватных и мерзких персон, коварной и лживой любви и, само собой, обманчивой и слепой ненависти. Через все это тянется линия не слишком счастливой жизни монарха. Как мы писали ранее, Оливия Колман, исполнив лучшую роль в своей карьере, очевидно достойна статуэтки. Но это если по Станиславскому. БОльшую харизму и глубину образа в последнее время вряд ли демонстрировала хоть одна ее коллега. Тем более, исполняя роль королевы Великобритании. Что касается Вайс и Стоун, они также великолепны в своих амплуа, но все же меркнут на фоне шикарного перфоманса королевы Анны. Также стоит отметить отличного персонажа Николаса Холта, который скрывает за типичным выбеленным гримом того времени, чулками и белокурым париком одного из самых мерзких персонажей в кино 21 века. 


2. Казнить нельзя помиловать

Еще один мощный плюс картины Лантимоса: за слоями комичности и абсурда скрывается очень искусный драматизм, причем его градус повышается у всех персонажей, а зритель будто находится на этих качелях, не зная, за кого же переживать в данный момент. Проще говоря, тут нет плохих или хороших. Тут есть жертвы и те, кто ими скоро станет. В конечном счете, у зрителя может остаться впечатление недосказанности (прямо как в «Лобстере», творении того же режиссера), но не обманывайтесь: тут нет недосказанности, потому что не было и других структурных единиц: завязки, кульминации, крещендо, если хотите. Все происходящее на экране — броуновское движение человеческих эмоций и пороков, которые олицетворяют политику или даже общество в целом. Все это подано в красивом цветокоре и поистине роскошных декорациях (об историчности тут судить не с руки, но, говорят, что и она присутствует).

«Фаворитка» — драма чисто человеческая, просто обернутая в качественный и удобный режиссеру фантик историзма и неймдропинга: тут вам и болезная королева Великобритании и хитрюга герцогиня с ее многочисленными придворными родственниками. Все это придает картине еще больше связности, а после буквального падения в грязь лицом героини Эммы Стоун начинаешь верить, что перед глазами, если не документалка от BBC, то как минимум передача по телеканалу «Культура». Происходящее кажется слишком нелепым и странным, чтобы это оказалось фантазией сценаристов коммерческого продукта. Особенно подкупает метафора режиссера, связанная с животным миром (посмотрите и сами поймете). И да, в фильме полно гомоэротизма и феминизма, так что слабонервным и особо впечатлительным мужчинам не смотреть.


3. Понять и простить

Режиссер Йоргос Лантимос и оператор Робби Райан, который вообще-то считается мастером в съемке именно исторических лент, покуражились на славу. Тут нет бесконечных статичных планов, присущих модным чопорным байопикам, а камера порой проделывает какие-то невообразимые бесчинства. Иной раз закрадывается подозрение, что в финальный монтаж фильма вошли кадры из бекстейджа, настолько они нетипичны для кино такого масштаба и приписки made in Hollywood. Внезапный (влажно обожаемый хипстерами) широкоугольный объектив или «фишай» в этом фильме призван подчеркнуть искаженность реальности и сказочность всего происходящего. К слову, мир «Фаворитки» действительно иногда напоминает владения королевы из «Алисы в стране чудес». Некоторые дубли вовсе не вошли бы в фильм любого чуть более серьезного режиссера за свою излишнюю авантюрность, но здесь они становятся козырем.


Стоит ли относиться к фильму Лантимоса как к трэшу? Пожалуй, да. Стоит ли к нему относиться как к великому кино? Вполне. Этот фильм настолько двуличен, насколько наивен. Волшебство восприятия каждого персонажа по отдельности и истории в целом таится в одной маленькой, но очень важной правде: это кино настолько самобытное, что оценивать его нельзя. Как нельзя однозначно судить о качестве полотен модерниста Климта или сюрреалиста Пикассо. Это искусство в настолько чистом своем воплощении, что даже может показаться, что в нем нет никакого смысла вовсе. Но это не так. Смысл его в том, что вы потратили 2 часа своей жизни на просмотр «Фаворитки» и потратите в разы больше на осознание: что же это все-таки было и как к нему относиться.