logo
menulogo

Как правильно сидеть на лице. Гайд по медийному фейсситтингу

super.ru

Смелый и немного безрассудный для российского рынка спецпроект компании Reebok, которая внезапно подняла тему феминизма и гендерного равенства со слоганом «Пересядь с иглы мужского одобрения на мужское лицо», стал темой дня. Все начали ожесточенно спорить, уместно ли подобное для такого бренда, задевает ли это чьи-то чувства и удачно ли был подобран герой проекта — блогер (или блогерша (или блогерка)) Залина Маршенкулова, ака «маячок антихриста». На самом деле, за всей этой шумихой, как-то забыли отдать должное пиарщикам «рибока», которые в сухом остатке получили только одно: дичайший хайп вокруг своего продукта. Цитируемость в соцсетях рванула как и тыльные части большинства отечественных пользователей: серьезные мужики и четкие пацаны негодовали, целомудренные дамы в платочках охали и ахали, а остроумные коллеги Залины язвили и коламбурили. Браво, специалист по маркетингу Reebok Александр Голофаст, браво. В его проблемы после резонансного материала верится с трудом. Больше верится в премию. 



Кто и что хотел доказать и почему все пошло не по плану? На этот случай есть яркий пример, также с использованием любимого вами «фейсситтинга». Лет уж 5 назад в Британии грозились отключать порно и блокировать пользователей за поиски и распространения горячих видео на определенные темы. В черный список попадали многие вполне себе обычные и неизвращенские жанры, так что возмущенные британцы решили взять ситуацию в свои мозолистые руки. Была запущена акция в поддержку местных порно-ресурсов: face-sitting protest. Фото прилагаются ниже. 
 
 


Тогда правительство добилось лишь одного: огромного скачка популярности ресурсов 18+ и, как следствие, взрыва рынка интернет-рекламы. Сейчас в России есть три беды: две из них вы знаете, а третья — принятие сексуальности и комплексы на эту тему. Мы уже писали о том, в чем причина скептического отношения отечественных пользователей к куннилингусу (в чем в общем-то полностью согласны с Маршенкуловой), но тут возникает прецедент совершенно иного уровня. Огромная международная компания, популярный бренд спортивной одежды, берет под козырек, приняв задание «штаба»: раскрутить тему феминизма в России, как это было сделано на языке Шекспира в других странах. Криэйторы «рибока» явно подошли к делу с головой: не стали брать амбассадором какую-нибудь радикальную и не совсем порой адекватную nixelpixel, а выбрали вполне рукопожатную и, откровенно говоря, талантливую (фром май харт) Залину «маячок антихриста» Маршенкулову, которая уже лет 7 ведет едкий и смешной твиттер, а недавно запустила telegram-канал. Если те, кто подписал соглашение с рупором адекватного феминизма, хоть раз открывали ее соцсети, значит, не могли не знать о провокационных постах и стиле донесения мыслей до масс. Стало быть, какая-то тактика все же была и они ее придерживались. Почему тогда для руководства российского сегмента стали неожиданностью хейт и отторжение со стороны аудитории? Ни для кого не секрет, что большинство граждан нашей прекрасной страны рождены или росли в «совке», в том смысле, что у них нет на генном уровне эмпатии к женским проблемам и феминизму. До сих пор в большинстве дворов нашей необъятной могут «спросить за базар». Какие куннилингусы? Это же зашквар! Поймите, дорогие наши, любимые феминистки: это не тот метод, которым можно бороться с сексизмом и мужланством. Таким агрессивным контентом вы лишь расширяете пропасть между патриархальным миром и миром адекватного восприятия. 


В то же время, все прекрасно понимают, что диванные воины целомудрия и сетевые стражи морали находятся в боевой готовности лишь до тех пор, пока не закроют вкладку браузера. Что, в сущности, потеряла компания за пределами Сети? Продажи? Да бросьте. Имидж? О'кей, пару гопников с района перестанут носить кроссы их фирмы, но не более. А вот все искренние начинания девочек, а особенно самой Залины, которая, судя по всему, участвовала в проекте за идею, помножены на 0. Их в очередной раз не восприняли серьезно и обсмеяли, даже не пытаясь задуматься о сути того, что они хотят донести. Им не нужен был этот скандал. Иначе не стала бы «маячок антихриста» закрывать профиль в инсте, когда к ней ломанулся поток радикальных моралистов. Она в этой истории оказалась обманутым дольщиком: создав концепт и накидав цитат, именно Маршенкулова оформила часть контента, без которой никто бы не узнал об акции #нивкакиерамки. А в итоге все обратилось в фарс и пыль. 


Говорят, Голофаст, ответственный за «фейсситтинг» от «рибока», намерен уволиться из-за лицемерия руководства, заставившего удалить скандальный контент, «который был сначала согласован миллиард раз, в том числе генеральным директором». В его слова как раз верится охотнее всего. На автора идеи обрушилась критика и насмешки, он стал козлом отпущения. Но кажется, что никто никуда не уйдет. Reebok должен опомниться и понять, что они получили именно то, чего добивались: хайпа и цитируемости. Все это напоминает историю из 00-х, когда все подростки косили под британских футбольных фанатов и модов, одеваясь в Ben Sherman и Fred Perry. В какой-то момент, наиболее одаренный хулиган додумался загуглить любимые бренды, с ужасом узнав, что Фред (если быть точным, Фредерик) Перри, легендарный теннисист и один из создателей дизайна поло, был открытым геем, да еще активным борцом за права ЛГБТ. Это вызвало волну негодования в скинхедско-фанатской среде, но любимые «фп» так и не исчезли из гардероба каждого второго подростка. 


Феномен этого медийного «фейсситтинга» заключается в том, что никто даже не пытался разобраться, о чем пытаются сказать эти для кого-то несуразные или даже несимпатичные дамы с плакатов. Мысли большинства останавливалась на внешности девочек и провокационных словах, раздувая историю до масштабов надругательства над нравственностью. И знаете, что это доказывает? Что Залина-то была права. С иглы одобрения в итоге слезть удалось лишь единицам. Остальным сел на лицо, закрыв напрочь глаза, вирусный маркетинг.