logo
menulogo

Мы точно знаем, кто выиграет «Оскар» (ну, почти)

super.ru

Начнем с главной номинации — лучший фильм. На главный приз претендуют следующие картины: «Черная пантера», «Черный клановец», «Зеленая книга», «Рома», «Богемская рапсодия», «Фаворитка», «Звезда родилась» и «Власть». Оскар, ты серьезно? 3 фильма про расизм и афроамериканцев, один фильм про расизм и мексиканцев, один байопик про гомосексуализм и расизм, один байопик про личность, о котором помнит разве что Джордж Буш-младший (о котором тоже большинство уже не помнит), а также ремейк старого мюзикла и трэш-артхаус от сумасшедшего Йоргоса Лантимоса. О'кей, позвольте сделать предположение.

Фильм «Рома» снят великолепным режиссером и оператором Альфонсо Куароном, который одновременно выступил и сценаристом, монтажером и продюсером картины. Но это не те причины, почему фильм получит статуэтку. Все дело в том, что действительно красивый, качественный и очень сильный фильм просто не может не резонировать с политическими настроениями, которые сейчас царят в Голливуде. Трамп строит стену на границе с Мексикой, ежедневно пограничники открывают огонь на поражение и градус напряжения заметно усиливается, а большинство представителей кинематографа резко осуждают действия господина президента. И тут выходит фильм от мексиканца про мексиканцев. Очень личный, с большой долей здорового феминизма, трагедией, местным колоритом и черно-белый. В «Роме» есть все, чтобы выжать слезу, запомниться и даже стать классикой. Такой путь (личное - локальное - массовое - вечное) проделывали Феллини, Бергман и даже Тарковский. Их же тропой пошел Куарон. Обидно лишь одно: фильм по-настоящему ярко воспримут именно как оду Мексике и камень в огород Трампа. А ведь картина в кое-то веки действительно достойна «Оскара», даже без политических сентенций.



Остальные фильмы вряд ли могут бороться за самый элитарный приз, учитывая, что тема сегрегации темнокожих и даже гомофобии была исчерпана на многие годы вперед фильмом «Лунный свет». Что касается самого неформатного и странного фильма в списке, «Фаворитки», Лантимос не то чтобы вовсе не может претендовать на Оскар за лучший фильм... скорее Американская киноакадемия никогда не сможет простить себе такие хулиганские выходки, как отдать свою самую сокровенную номинацию такой картине. Прости, Йоргос, но тебе придется ограничиться призами попроще (об этом ниже). 

Прогноз: Лучший фильм — «Рома» (93%), «Зеленая книга» (5%), «Богемская рапсодия» (1%), «Фаворитка» (1%).

С одной из двух главных актерских номинаций все не менее очевидно. Как ни обидно будет поклонникам тех, кто сражается за награду в этом году (Кристиан Бэйл, Брэдли Купер, Виллем Дефо и Вигго Мортенсен), но этот «Оскар» застолбил за собой Рами Малек. Его шикарный перфоманс — перевоплощение в идола и легенду Фредди Меркьюри — просто не может оставить равнодушным даже таких черствых и не падких на ностальгию ребят, как члены жюри «Оскара». В последние годы Рами отбелил свою репутацию дочиста — перестал сниматься в проходняках и всяком мусоре, а также выцепил серьезную роль в драме «Мотылек», которая стала перевалочным пунктом перед лучшей на данной момент ролью в карьере 37-летнего артиста. Можно долго спорить о качестве фильма «Богемская рапсодия», количестве графики и «гринскрина», но одно неоспоримо: лучшего Фредди в исполнении другого человека мы вряд ли когда-либо увидим.


Да и давайте будем честны: остальные претенденты на голову ниже хотя бы по такому важному фактору, как исходный персонаж и его, первоначальный, образ. Кто может быть харизматичнее Фредди? Дик Чейни? Или персонаж Купера в «Звезде»? Ну, такое... По сути хоть какую-то конкуренцию Малеку мог бы составить Виго Мортенсен, если бы был хорошим актером, если бы его роль не была максимально абстрактной и универсальной. Его персонажа в «Зеленой книге» вполне мог бы сыграть кто-нибудь другой — коренным образом это не поменяло бы ничего.

Прогноз: Лучший актер — Рами Малек (97%), Вигго Мортенсен (2%), Кристиан Бэйл (1%).

Самый сложный выбор киноакадемикам (да и нам) предстоит сделать при выборе лучшей актрисы года: примерно в равных правах находятся Ялица Апарисио («Рома»), Леди Гага («Звезда родилась») и Гленн Клоуз («Жена»). Совсем призрачные шансы разве что у Мелиссы Маккарти («Сможете ли вы меня простить?»), на которую почему-то очень надеются в Великобритании. Однако сложно не признать: самый яркий, запоминающийся и эксцентричный образ на экране воплотила бесподобная Оливия Колман («Фаворитка»). Выше мы писали, что жюри никогда не позволит себе такую сумасбродную выходку, как отдать главную статуэтку картине греческого визионера. Но это совершенно точно не касается актерских номинаций! Колман сыграла шикарно, выдержав необходимую дистанцию в воплощенном образе: между истерикой и трэшем. Конечно, такой надрыв и безбашенность в игре Оливии вряд ли были бы возможны без усилий коллег по площадке (они, к слову, обе попали в номинации за лучшие роли второго плана). Однако именно Колман выпала главная роль и она ее потянула, мягко говоря, успешно.


Нет ли шансов у ее соперниц в борьбе за статуэтку? Сложно сказать. Если что-то вдруг взбредет в голову членам жюри, то не поможет обычная логика и объективное восприятие. Однако героини Апарисио, Гаги и Клоуз смотрятся довольно размыто, нельзя сказать, что ты переживаешь именно за них, а не за набор клише (особенно в случае с Гагой) и вполне архетипичных черт. С Колман все иначе: она влюбляет зрителя с первого кадра. Сложно сказать, получилось бы у кого-то еще отыграть эксцентричную и, скажем прямо, не вполне адекватную королеву Анну также гармонично.

Прогноз: Лучшая актриса — Оливия Колман (51%), Ялица Апарисио (20%), Гленн Клоуз (15%), Леди Гага (14%)

Режиссерская номинация порой бывает непонятна многим: чаще всего выбор киноакадемии оказывается либо неочевидным вообще, либо совершенно предсказуемым и оттого даже кажется необъективным. В этот раз за приз лучшему постановщику борются: Альфонсо Куарон («Рома»), Брэдли Купер («Звезда родилась»), Спайк Ли («Черный клановец»), Йоргос Лантимос («Фаворитка»), Адам МакКей («Власть»), Павел Павликовский («Холодная война»). Вообще это выглядит, как список гостей на совместный корпоратив фестивалей в Каннах и MTV Movie Awards. Будто собранные из двух диаметрально противоположных Вселенных режиссеры: Лантимос и Павликовский из мира артхауса и высокого кино, Ли и Купер как представители среднего звена эволюции кинематографа, Куарон где-то между, а сценарист марвеловского «Человека-муравья» Адам Маккей, который просто зашел в этот бар по нужде.


Прогнозировать в этой номинации очень сложно, поэтому просто прикинем все «за» и «против». Куарон выигрывал «Оскары» почти всякий раз, когда был на них номинирован и в этом году он приехал с по-настоящему стоящей картиной. Но так ли хороша Рома с технической и постановочной точки зрения? Сюжет явно проседает, уступая первый план вполне себе выпуклым метафорам, а за потрясающей операторской работой скрываются в общем-то довольно унылые символы. С точки зрения работы оператора и монтажера — все безупречно. Режиссера — не факт. Брэдли Купер по сути переснял старый мюзикл с Барброй Стрейзанд в главной роли. Что нового привнес он, как режиссер? Трудно сказать, разве что утвердил себя на главную роль. «Павликовский получил Оскар» — вообще звучит как польский анекдот. Кажется, что статуэтка за его «Иду», как лучший фильм на иностранном языке — это потолок. Что до Адама МакКея и Спайка Ли, то просто давайте все дружно поверим, что они вряд ли победят (ну пожалуйста).


Так о чем это мы? Йоргос Лантимос — наш кандидат! С чего вообще стоит болеть за этого чудаковатого греческого сказочника? Хочется верить в чудеса. Да, вот так просто. «Фаворитка» — потрясающий фильм с точки зрения режиссуры. Не будь там уже фирменных фишек Йоргоса, не вставь он несколько совершенно нелепых планов, снятых на широкоугольник, не был бы этот фильм настолько сумасшедшим и фееричным. Все эти эксперименты выглядят не как что-то стихийное и случайное, а как четкая тактика, которой Лантимос кропотливо придерживается, что выгодно выделяет его на фоне конкурентов.

Прогноз: Лучший режиссер — Йоргос Лантимос (50%), Альфонсо Куарон (45%), Брэдли Купер (3%), Павел Павликовский (2%)

Кстати, напоминаем, что вы тоже можете оставить свой прогноз и побороться за 5000 рублей (не Оскар, конечно, но на билеты в кино точно хватит).