Темнокожая Ариэль: что натворил Disney и почему зрители заранее ненавидят новую киноадаптацию «Русалочки»

«Как мир, в котором созданы такие прекрасные вещи, может быть плох?» – недоумевала Ариэль в «Русалочке», вышедшей на экраны в 1989 году. Что ж, ей лучше прикрыть ушки и отплыть на безопасное расстояние, пока серьезные взрослые люди решают, какого цвета должна быть девушка с рыбьим хвостом в диснеевском фильме 30 лет спустя. Можно долго спорить, зачем Disney вообще взялся за киноадаптации мультфильмов, которые идеальны без выдающейся графики и громких имен в актерском составе. Все это преходяще, а душевная мультипликационная классика вечна, но кассовые сборы говорят сами за себя: мы как истинные заложники ностальгии неохотно принимаем новые истории и настороженно относимся к незнакомым персонажам, поэтому перезапуски любимых фильмов совершенно неизбежны.

На днях Disney объявил, кто станет Русалочкой в грядущей киноадаптации, и грянул гром. Некоторых напрягло то, что играть юную русалку будет хоть и по-прежнему прекрасная, но уже 52-летняя Холли Берри: как говорится, weird flex but ok. Но сейчас речь не о тех, кто неправильно прочитал новостные заголовки, а о тех, кто читал, перечитывал, выходил покурить, возвращался написать гневный комментарий и отказывался верить своим глазам. Через десяток лет мы увидим откровенное интервью Холли Бэйли про то, как хейтеры в соцсетях портили ей настроение, психику и карьеру, а пока этой 19-летней девушке, выбранной на роль Ариэль, только предстоит пройти через потоки ненависти, которые будут литься на нее вплоть до премьеры новой «Русалочки».

Фото: people.com
Фото: people.com

Что мы знаем о Холли? Она талантливая и трудолюбивая певица: ее ведь заметила сама Бейонсе, а иначе они бы просто не сработались. Что знают о ней воинственные хейтеры в соцсетях? У нее темная кожа. По данным недавно созванного в Твиттере комитета по изучению генетических свойств русалок, Ариэль-афроамериканка – это обман от Disney, чтобы набрать «классы»: мифические люди с рыбьими хвостами и способностью дышать под водой не могут иметь темную кожу, потому что солнечный свет не проникает так глубоко, и мелатонин не работает. Наука. Сложно ответить, как в Атлантическом океане обстоят дела с SPF-кремами, но вот что можно сказать с уверенностью: дебаты ведутся о мультике, в котором Ариэль носит бюстгальтер из ракушек и дружит с поющим крабом с выраженным ямайским акцентом. Если мы обратились к науке в таком вопросе, дела совсем плохи.

Есть и другой аргумент для того, чтобы забросать кастинг-директора Disney камнями со дна морского: «Русалочка» была придумана в Дании, коренное население которого сложно назвать темнокожим. Не уверены, на что именно комментаторы намекают этим фактом, но очень надеемся, что не на загадочные сексуальные предпочтения датчан, благодаря которым появились полулюди-полурыбы. Скорее всего, здесь аппелируют к фантазии создателя сказки, что, надо признать, вполне справедливо. Видел ли Ганс Христиан Андерсен свою русалочку белой? Да, да и еще раз да! Смешно полагать, что посреди 19 века датчанин Андерсен писал историю о прекрасной темнокожей деве. А еще он видел ее трагически погибшей из-за неразделенной любви, но с нарушением этого канона ни у кого проблем до сих пор не возникало — превращение в морскую пену успешно заменили на хэппи-энд и свадьбу с принцем. Кажется, дело все-таки не в каноничности истории? Недавно на том же распутье, уныло опустив волшебные палочки и укутавшись с головой в хогвартские мантии, стояли поклонники «Поттерианы», у которых появились вопросы к Джоан Роулинг после выбора темнокожей актрисы на роль Гермионы в пьесе «Гарри Поттер и Проклятое Дитя». И вот чем удобно мнение автора: если оно расходится с вашим, можно не брать его в расчет. Мама Ро ответила, что не уточняла в книгах, какого цвета должна быть Гермиона, а потому эта характеристика открыта для интерпретаций. Больше маму Ро ни о чем не спрашивают.

Фото: vanityfair.com
Фото: vanityfair.com

Добавив сюрреализма происходящему, историю с дискриминацией умело обернули в свою пользу белые девушки с рыжими волосами: если темнокожим трудно найти на экранах героев, похожих на себя, то они тоже вполне себе ущемленное меньшинство. В конце концов, мы живем в 21 столетии – веке научного прогресса, экологической катастрофы и ранимых людей, которые вместо того, чтобы взять первый фактор и разобраться с его помощью со вторым, ищут, на что бы еще обидеться.

На самом деле все это недовольство легко понять. Disney держит в руках часть нашего детства, и нам кажется, что он вот-вот по неосторожности выронит хрупкие воспоминания и все растопчет. И в этом состоянии обиженного ребенка кроется единственный способ разбудить нашу эмпатию. Мы росли, восхищенно наблюдая за прекрасными героями кино и мультфильмов, и видели в них свое отражение. Это становится в миллион раз сложнее, когда ты вроде бы тоже смелый, умный, благородный и настроенный на «долго и счастливо», но вот незадача: твоя кожа совсем другого цвета, ты выглядишь абсолютно иначе, и тебе не устают об этом напоминать – вот так косвенно или совершенно открыто. Было бы честнее со стороны кинокомпаний не отрывать от сердца наши любимые игрушки и отдавать их другим детям, а сделать новые, подарив им больше классных персонажей вроде Покахонтас, Мулан и Тианы? Конечно. Но вот мы здесь, в 2019 году, когда необходимое расовое разнообразие актерскому составу добавляют именно таким образом. И ситуация точно не станет лучше от травли Холли Бэйли, которой протянули «нашу» Ариэль. Не жадничайте, у вас еще целый ворох Белоснежек, вы и не заметите отсутствия одной русалки в своем ящике игрушек.

Фото: Twitter
Фото: Twitter

Если Холли не справится с ролью, никто не будет ее защищать. Но заранее смешивать ее с грязью только из-за цвета кожи – это жестокость, которую многие предпочитают не замечать или увешивать красивыми декорациями. Свое мнение они мудро начинают с фразы «Я, конечно, не расист, но…», что, как известно, обеспечивает автосохранение и неуязвимость независимо от того, насколько тяжелая степень расизма последует за этим «но». И вот что интересно: Disney прекрасно понимает, какие эмоции в людях будит каждое их решение. Они выбрали Бейонсе на роль Налы в «Короле Льве» и постарались собрать максимально темнокожий каст, зная, сколько из этого выжмут хайпа. Они взяли Эмму Уотсон на роль Белль в «Красавице и чудовище», вооружившись беспощадным автотюном, потому что пение Эмме дается куда хуже, чем размахивание волшебной палочкой, но от такого кастинга фанаты пришли в восторг. Они решили, что Джина в «Аладдине» сыграет Уилл Смит, и сделали из этого одну из лучших промо-кампаний года. В конце концов, они создали «Черную пантеру», стали королями кассовых сборов и едва не получили за нее парочку «Оскаров». Disney не совершает ошибок и ничего не делает только во имя борьбы за расовое равенство, так что благородство их мотивов – под большим вопросом.

Но самое главное, что все это абсолютно не имеет значения. Не важно, какого цвета кожа Гермионы, хвост Русалочки и глаза мамы Гарри Поттера. Нет принципиальной разницы в том, чего хотел добиться Disney: хайпануть на острой теме, быть модным или действительно сделать что-то нужное. Важно только то, что проблема дискриминации не решена: она поселилась глубоко в нашем бессознательном и устроилась так удачно, что диснеевский мультфильм точно не сдвинет ее с места. Зато из него получается неплохой тест на расизм, который упрямо показывает многим из нас две полоски. Остается только пожелать удачи Холли на ее нелегком пути и надеяться, что роль принца Эрика отдадут хотя бы Моргану Фриману, чтобы тот снял с хрупких плеч девушки часть незаслуженного хейта, растущего с каждым днем.

Главное в Русалочке – ее цвет кожи?

Да Нет
Поделиться в