Новый убийца в Сети: кто такая Момо и почему ее называют новым «Синим китом»
«Привет, Момо»
В 2016 году один амбициозный современный художник и скульптор явил миру свое новое жуткое детище: «Птица-мать». Милое женское личико с глазами, выпученными настолько, что вот-вот укатятся, а также улыбкой, которой позавидовал бы Джокер, растрепанные волосы и... куриные ножки (не те, что в KFC, а именно лапки) — образ действительно пугающий, вызывающий эмоции даже в самом бесстрастном человеке. Фигура находится в музее всевозможных чудовищ и духов, само собой, в Японии. Вопреки расхожему мнению, никакой леденящей душу легенды к оригинальной Момо не прилагается. Зато аватарка с этой прекрасной дамой (транзитом через Reddit) стала символом нового интернет-феномена — ужасного WhatsApp-демона. На чем же основан мем? Многие связывают начало истерии с новостью от 22 июля о смерти 12-летней девочки в Аргентине: тогда девочку довели до суицида, по мнению полиции, через переписку в мессенджере. Странные сообщения от пользователя из Японии сопровождались фотографиями расчлененных людей и животных, а сам собеседник представился как, барабанная дробь, Момо. Также в первоисточнике пишется о «еще семи подобных случаях в разных странах», однако информации о других смертях от рук или лап Момо в интернете попросту нет. На самом деле, еще 11 июля на YouTube появился ролик испанского блогера AL3XEITOR, на котором он пишет и даже звонит виртуальному демону. Попытка оказывается неудачной, однако свои 5,5 миллионов просмотров видео все же набрало. Гораздо более эффектный сеанс связи с Момо получился у его коллеги под ником ImJayStation. С этого ролика, опубликованного за 2 дня до трагедии с аргентинской девочкой, началась история Момо, которую сейчас не знает разве что человек с пейджером.
Начнем с личности самого блогера: парень специализируется на «крипипасте» — страшных интернет-страшилках, которые обрастают легендами и армиями фанатов, чаще всего школьного возраста. Этакие страшилки у костра, только вместо костра — монитор компьютера. Он записывает ролики, в которых рассказывает и разбирает криповые истории, наводя жути, что приводит в восторг малолеток. По той же схеме JayStation подхватил неплохо хайпанувшую историю Момо, добавив в нее ужасные подробности и оформив в надо признать неплохой ролик: сначала Момо выкладывает некоторые подробности жизни блогера, называя его, кстати, вовсе не по настоящему, мирскому имени, а по никнейму на YouTube.
Затем она шокирует Джоя фотографией из его прихожей, на которой изображен он сам. Далее монстр требует пойти на кухню, выпить воды, написать ее имя трижды на бумаге и открыть ящик стола. Там он находит «окровавленный» нож, после чего Момо просит поднести его к шее или... лайкнуть видео и расшарить трем лучшим друзьям. Кстати, миф про «она звонит в 3 часа ночи» также взят отсюда: дело в том, что все свои ролики ImJayStation называет в стиле «DO NOT ASK MOMO THIS QUESTION AT 3AM», так что «3 часа ночи» это что-то вроде рубрики. В общем, вы поняли. Все по законам жанра: держащая в напряжении музыка из хорроров, «гениальная» актерская игра и непрекращающиеся крики «OH MY GOD, GUYS!». Как итог: 1,5 миллиона просмотров, более 100 тысяч лайков и готовая легенда для выпуска срочных происшествий на местном телеканале. Далее, что называется, «все как в тумане». Тысячи роликов в соцсетях, истерия в пабликах и очередной повод для СМИ сделать серию трендовых материалов.
Компьютерный вирус или «Синий кит»?
Спойлер: ни то, ни другое. «Комсомолка», «РЕН» и другие СМИ, обожающие темы, связанные с «непостижимым и опасным» интернетом и детскими смертями, сразу начали строчить глубокую аналитику на тему: что же такое Момо — опасный вирус для кражи личных данных или группа лиц, доводящих детей до суицида? Им было достаточно посмотреть пару роликов из трендов YouTube, чтобы убедиться — «здесь творится что-то странное» (с). На деле же никто почему-то не уточняет, что «оригинальный» номер Момо уже давным давно деактивирован из-за многочисленных жалоб других пользователей. «Как же тогда все эти блогеры звонят на этот страшный японский номер?» — спросят особо восприимчивые читатели. Лайфхак: любой контакт из любой точки мира можно назвать «Момо». Более того: контакту даже можно дать имя, состоящее из чисел, чтобы создать иллюзию того, что ваш условный московский +7(495) звонит прямиком из Токио. Дальше больше: на данный момент не существует ровным счетом ни одного доказательства того, что Момо писала кому-либо первая. Как не существует и ни одной сохранившейся переписки, которую можно было бы обнародовать. В своей жажде лайков и просмотров некоторые дошли до откровенного бреда и целых сериалов. Особенно преуспели Diana Di и Anna Porter, которые из героинь школьниц стали посмешищем для коллег и более взрослой аудитории. Однако журналистам, равно как и блогерам-хайпожорам, совершенно не выгодно гасить разгорающееся пламя. Ведь тогда уйдут просмотры и цитируемость. Зачем запариваться с покупкой «левой» симки и попыток связаться с Момо с «серых» телефонов, которые не могли бы отследить хакеры, вирус, демоны и даже ЦРУ.
А вот немногочисленные сознательные блогеры все-таки решили провести чистый эксперимент и даже немного потроллить малышку Момо. Тут-то столь умело и кропотливо созданный фейк и поплыл. Во-первых, ребята пробили «настоящие» номера Момо, коих уже насчитывает около 10. Все они конечно же оказались разбросаны по миру, но вот что забавно: лишь один из них оказался зарегистрирован в Японии и действовал. По нему ребята связались со смертоносным монстром, который на деле оказался всего лишь ботом: фишка с ответом на всех языках мира и распознаванием местоположения и имени ожидаемо не выдержала проверку «левой» симкой: при использовании редких языков или «тарабарщины» в разговоре с Момо, «она» отвечает на японском, повторяя одну и ту же фразу (и это не «ты умрешь через 7 дней»), а на вопросы «как меня зовут?» или «где я живу?» демон-бот попросту заигнорил собеседников. С другой стороны, никто до сих пор не доказал, что контакт действительно способен узнавать местоположение, ФИО, паспортные данные или что-либо еще — все это хранится лишь в бесчисленных видео на YouTube. Вывод: сейчас пресловутый WhatsApp-монстр это бот, с помощью которого какие-то умелые японские ребята умудрились не только хайпануть, но и создать целую легенду, которая, благодаря не слишком разборчивым СМИ, разрослась до масштабов чуть ли не национальной угрозы. Остается лишь пожелать вам, дорогие читатели: сто раз перепроверяйте факты и лишь потом, если для этого останется реальный повод (нет), начинайте запирать свое чадо в четырех стенах или прятать шнур от ноутбука и менять пароль от вайфая.
Спокойной ночи!