28-летняя ученая совершила прорыв в медицине, но может не дожить до Нобелевской премии из-за страшного диагноза
Трагической историей англичанки Кирсти Смиттен поделился портал Daily Mail. К 28 годам девушка уже имеет докторскую степень в области биохимии, а также место в престижном списке журнала Forbes «30 моложе 30 лет» в разделе науки и здравоохранения. А в скором будущем она может стать и лауреатом Нобелевской премии, ведь Кристи сделала то, что не удалось никому из ее коллег за последние 40 лет: создала новый класс антибиотиков. Увы, успеть получить награду за свою выдающуюся работу молодой ученой может помешать ее смертельный диагноз. Но обо всем по порядку.
На данный момент одной из главных угроз для здоровья человечества является резистентность бактерий, вирусов, грибков и паразитов, которые со временем эволюционируют и перестают реагировать на воздействие лекарств. Бактерии, резистентные к антимикробным препаратам, ежегодно становятся причиной более миллиона смертей. А к 2050-му это число, по прогнозам ученых, может возрасти до десяти миллионов в год.
Вместе со своей командой Кирсти разработала два антибиотика для лечения бактериальных инфекций, в том числе резистентной пневмонии и менингита, а также инфекций, развивающихся в ранах после операции. После успешного проведения лабораторных испытаний и тестов на животных следующим этапом станут испытания на людях. Если препараты докажут свою эффективность, Кирсти рассчитывает, что лекарства будут лицензированы уже к 2030 году.
Таким образом, ее открытия могут спасти миллионы жизней и предотвратить медицинскую катастрофу. Однако сама Кирсти плодов своей работы уже не увидит. Ей осталось жить всего несколько месяцев из-за страшного диагноза. У Смиттен рак сердца — неизлечимый и очень редкий вид онкологии, которым в Великобритании заболевают всего два человека в год. Если девушка решится на операцию по удалению опухоли, существует значительный риск смерти от потери крови. Но даже в том случае, если все пройдет успешно, она получит в лучшем случае еще несколько лет жизни: этот тип рака всегда возвращается, причем в более агрессивной форме, чем раньше.
Кирсти считает себя прагматиком и точно знает, что ее болезнь была вызвана редкой генетической мутацией, а не образом жизни. Однако она признается, что временами ее все равно мучают вопросы: «Почему я? Как это могло случиться, если я правильно питаюсь, не злоупотребляю алкоголем, не курю и каждый день занимаюсь спортом?» И хотя англичанка уже добилась многого в своей профессии, теперь у нее не будет шанса реализовать другие свои амбиции: влюбиться и завести семью. «Из-за химиотерапии я бесплодна, а заранее заморозить яйцеклетки у меня не было возможности, — поделилась Смиттен с журналистами. — К тому же я не замужем. Было бы несправедливо начинать серьезные отношения, не зная, сколько времени у меня осталось. Да и вообще, кто захочет встречаться с больной раком на последней стадии?»
«Иногда гнев переполняет меня, — продолжила Кристи. — На днях я видела по телевизору репортаж об осужденном насильнике и сильно расстроилась. Я подумала: почему у меня осталось всего несколько месяцев, когда в мире спокойно живут такие люди, как он, совершающие ужасные злодеяния? Это так несправедливо. Но я все равно не пожелала бы такого самому худшему человеку в мире». Ученая признается, что именно этот гнев мотивирует ее продолжать корпеть над исследованиями и пытаться выиграть любое дополнительное время, которое может дать ей лечение. И уверены, многие будут ей за это очень благодарны.