Курьеры, дворники и водители стали самыми востребованными профессиями на рынке труда
В современном мире человек ежедневно выполняет столько задач, что рук на все просто не хватает. На помощь приходят «синие воротнички» — курьеры, водители, операторы кол-центров и представители многих других рабочих профессий. Однако их к 2024 году в России стало как никогда мало: при самом низком в истории уровне безработицы зафиксирован еще и беспрецедентный дефицит кадров в разных сферах.
Занятость
В конце 2023 года уровень безработицы в России обновил исторический минимум: снизился до 2,9%. По данным Росстата, именно такая доля работоспособных жителей страны не трудоустроена.
Сама по себе низкая безработица — показатель хороший. Однако, как пояснил министр экономического развития Максим Решетников, российской экономике она сейчас только вредит. Дело в том, что одновременно с низкой безработицей наблюдается дефицит сотрудников. В итоге максимальное количество людей трудоустроено, но на рынке труда огромное количество вакансий, на которые просто некому откликнуться.
Нехватка работников
По данным SuperJob, специалистов не хватает 85% российских компаний. При этом половина участников опроса, который провел портал «Работа.ру», назвала самыми востребованными именно «синих воротничков». Как отмечал президент Межрегиональной ассоциации курьерских служб Александр Митюков, в России не хватает 500–800 тысяч таких специалистов.
Институт статистических исследований и экономики знаний НИУ ВШЭ изучал рынок труда с 2021 по 2023 год. Исследователи обнаружили, что наиболее высок дефицит кадров в следующих сферах:
- почтовая связь и курьерская деятельность;
- розничная торговля;
- пассажирский транспорт (автобусы, трамваи, троллейбусы, такси).
Схожая ситуация и в других рабочих специальностях. По данным hh.ru, в профессии токаря на одну открытую вакансию приходится 0,6 резюме; в профессии дворника — 0,8 резюме. Курьеры в 2023 году вошли в топ-5 самых востребованных специалистов в области логистики, транспорта и перевозок.
Текучка кадров
Исследователи hh.ru отмечают, что 25% «синих воротничков» меняют место работы минимум раз в год. Среди курьеров почти четверть уходит в другую компанию уже спустя три месяца. «Воротнички» меняют компанию по разным причинам: кто-то рассматривает работу в сфере услуг как временную, кого-то не устраивают условия труда и вознаграждение.
Компаниям приходится постоянно искать новых «синих воротничков». Чтобы те дольше не меняли место работы, работодатели повышают зарплаты и самостоятельно обучают специалистов. Аналитики hh.ru и сервиса «YouDo Бизнес» выяснили, что в 2023 году примерно 30% российских компаний готовы платить «синим воротничкам» на 28% больше.
На найм, обучение и удержание сотрудников компании вынуждены тратить больше ресурсов, чем раньше. Иногда расходы оказываются непосильными, бизнес приходится прекратить. Но даже в том случае, если организации хватает бюджета, страдает производительность: без достаточного количества рабочих рук и возможности быстро найти их становится труднее выполнять планы и обеспечивать компанию. Из-за этого, а также на фоне общемировой инфляции повышаются цены на товары и услуги.
Что дальше?
Эксперты сходятся на том, что проблема «синих воротничков» будет актуальна минимум до 2027 года. Потом острый дефицит может прекратиться: поколение конца прошлого – начала нынешнего века как раз начнет искать первую работу. «На рынок выйдут десятки и сотни тысяч молодых специалистов», — объясняет Евгения Шамис, руководитель исследовательского центра «RuGenerations — российская школа Теории поколений».
Однако свободные рабочие места закончатся не во всех сферах. Например, в пассажирском транспорте, согласно исследованию НИУ ВШЭ, работодатели на скорые улучшения не надеются. Показатель, который отражает ожидания менеджеров (баланс кадровых ожиданий), в этой отрасли впервые с конца 2021 года опустился до 0%.
Специалисты видят два основных способа справиться с дефицитом сотрудников: расширить кадровый потенциал и автоматизировать работу компаний. Для первого метода предлагают работать с новыми для отраслей (ранее мало задействованными) категориями граждан — например, студентами и людьми старшего возраста.
Второй метод планируют использовать 75% предпринимателей, участвовавших в исследовании, которое провело содружество производственников «Цех» совместно с компаниями «Первый Бит» и Technored. При этом 40% опрошенных будут автоматизировать в 2024 году и производство, и бизнес-процессы. С помощью технологий — в частности, искусственного интеллекта — компаниям удается ускорять работу, учитывать персональные запросы клиентов, а также быстрее собирать и обрабатывать необходимые данные. Например, в некоторых отелях уже полностью автоматизирован ресепшен: постояльцы регистрируются, получают ключ от номера и узнают всю нужную информацию без помощи специальных сотрудников.
Тем не менее не в любой сфере «синих воротничков» получится заменить алгоритмами. Например, бутиковый сервис «остается в формате взаимодействия человека с человеком», считает руководитель Центра искусственного интеллекта НИУ ВШЭ Алексей Масютин. Так что вакансий в рабочих профессиях будет достаточно еще долго.