logo
menulogo

«Нужно быть честным со зрителями»: режиссер Иван Соснин — о сериале «Юг» и желании снимать добрые фильмы

Режиссер Иван Соснин рассказал о съемках сериала «Юг»

Коллаж Super
Коллаж Super

В октябре кинопремия «Золотой орел» объявила лонг-лист номинантов, в списке которых оказались сразу три работы молодого режиссера Ивана Соснина. Среди них — сериал «Юг» производства Norm Production. Роуд-муви с Ярославом Могильниковым в главной роли стал для Соснина дебютом в многосерийном жанре — до этого он отказывался снимать сериалы. Super поговорил с Иваном о его пути в кино, про работу над «Югом» и желание снимать добрые проекты.

— Вы учились на металлургическом факультете, но в итоге стали снимать кино. Как это произошло? Как попали в киноиндустрию?

— Еще до поступления в университет я занимался видеосъемками. Мне это с детства нравилось: еще в школе я писал сценарии, снимал, монтировал. Но я родом из маленького города Невьянска, который находится в 100 км от Екатеринбурга. Возможно, я бы и хотел поступить в профильную киношколу, но на Урале их не было. Чтобы пойти учиться на профессию, связанную с кино, нужно было ехать в Москву, а у меня не было такой возможности.

Я хорошо знал физику и математику, поэтому поступил на бюджет в Уральский государственный университет на металлургическую кафедру. Мне дали общежитие, и я смог закрепиться в Екатеринбурге. Пока учился, то после пар и в выходные снимал разные ролики, участвовал в конкурсах и в какой-то момент попал на работу в рекламное агентство. Постепенно съемка начала вытеснять учебу. Я ушел с головой в написание сценариев, снимал рекламу и клипы местным группам и постепенно отказался от технической специальности. Когда съемки начали приносить мне деньги, я понял, что это может стать моей работой.

Иван Соснин. Фото: архив пресс-службы
Иван Соснин. Фото: архив пресс-службы

— Как дальше складывалась ваша карьера?

— Постепенно от съемок рекламы я пришел к более серьезным формам — сначала это были короткометражки. Снимал на свои деньги, без опыта и за пять лет создал 15 коротких метров. Многие из них проехались по мировым фестивалям, некоторые взяли награды. Меня заметили большие московские продюсеры и стали приглашать на съемки. Так я начал сотрудничать с Norm Production (продакшн-компания, основанная продюсерами и создателями Comedy Club Production Вячеславом Дусмухаметовым и Андреем Левиным в 2022 году. — Прим. ред.). Мне написала продюсер и предложила почитать сценарий сериала «Юг».

— В одном из интервью вы говорили, что вам неблизок сериальный формат. Почему вы согласились снимать «Юг»?

— Я сначала скептически отнесся, но начал читать сценарий и не смог оторваться. Я благодарен за него Алиму Бесчокову (сценарист сериала «Юг». — Прим. ред.). Я бы такое не смог написать. Когда я читал сценарий, то воспринимал сериал как большое полнометражное кино, поделенное на восемь частей. Обычно в многосерийных проектах есть определенный сеттинг, локации и герои, к которым мы возвращаемся каждый эпизод. А «Юг» снят в нестандартной для сериала форме роуд-муви. Это постоянное движение, места и персонажи практически не повторяются, сама история закончена.

Ярослав Могильников, Иван Соснин и Юрий Колокольников на съемках сериала «Юг». Фото: архив пресс-службы
Ярослав Могильников, Иван Соснин и Юрий Колокольников на съемках сериала «Юг». Фото: архив пресс-службы

Алим проделал огромную работу и заложил в сценарий свой жизненный опыт, который у нас с ним очень похож. Он тоже родом из маленького города и вырос без отца. До этого я снял много фильмов про отношения отцов и детей — эта тема проходит через все мое творчество. И «Юг» стал для меня большой точкой в этом вопросе: все эти годы я закрывал гештальт и наконец закрыл, рассказав в сериале все, что меня волновало.

— В чем для вас сложность съемок сериалов?

— Работая над короткими и полными метрами, я сразу представляю, как будет выглядеть фильм. С сериалом иначе — это поток, в котором ты должен плыть и в процессе делать проект лучше. К тому же ты должен доверять художнику-постановщику, оператору и продюсеру: если возьмешь всю нагрузку на себя, то не вывезешь. Поэтому важно работать в команде, делегировать и идти на компромисс.

Еще сериал забирает много энергии. После съемок я был выжат на 100%, месяц приходил в себя, потому что за 50 с лишним смен мы совершили тяжелую экспедицию и объехали 8 регионов. Снимали в Якутии и Мурманске, на Байкале и во Владикавказе. Это постоянная смена часовых и климатических поясов: то ты ходишь в зимней куртке, то в шортах.

Но для меня важно и ценно, что мы проделали это путешествие. Мы работали не в павильонах, а выехали в регионы и сняли настоящую жизнь, живые локации. Мне кажется, что нужно быть честным со зрителями: показывать им природу нашей страны, чтобы они увидели и вдохновились поехать в путешествие, подобное путешествию Юга.

— Расскажите про кастинг на главного героя. Как выбирали актера на роль Юга и почему остановили выбор на Ярославе Могильникове?

— Мы отсмотрели около 60 человек. Делали кастинг по видеопробам, а потом приглашали лично. У Ярика первые пробы получились не очень, но он перезаписал и получил приглашение на личные. В нем чувствовались энергия и желание сделать этот проект не для галочки. У него уже был опыт съемок, что для нас было важно: предстояло много смен, переездов и перелетов, работа с опытными актерами. Ярик справился с ролью: он классно сыграл и выдержал съемочный марафон.

Ярослав Могильников и Иван Соснин на съемках сериала «Юг». Фото: архив пресс-службы
Ярослав Могильников и Иван Соснин на съемках сериала «Юг». Фото: архив пресс-службы

— Как подбирали остальной каст?

— В сериале снялось много актеров, с которыми я уже работал на других проектах: Алексей Серебряков, Максим Стоянов, Юрий Колокольников, Анна Уколова. Многим я лично писал и приглашал на съемки. Нужно было не просто вытащить актера на несколько смен, а доставить его на тот же Ольхон. Сложно было договориться, потому что у всех театры и съемки, но благодаря нашему кастинг-директору мы получили классный каст. Я считаю, что один из лучших в российских сериалах.

— Некоторые кинокритики и рядовые зрители ругают «Юг» за излишнюю наивность главного героя и ультимативную доброту второстепенных персонажей. Вы же говорили в интервью, что хотите снимать добрые и позитивные фильмы. Почему? И в чем сила «Юга»?

— Да, когда вышел «Юг», я переживал из-за комментариев в духе «Ой, как рафинированно» или «В первой серии никого не убили, дальше смотреть не буду». Меня это поразило, потому что я живу в мире, где доброе кино имеет место быть. На мой взгляд, в медийном пространстве много насилия, темного цвета и негатива. Люди привыкли смотреть триллеры, социальные драмы или фильмы ужасов. Но «Юг» тоже нашел своего зрителя, получил хорошие отзывы, и я успокоился. У него есть своя аудитория, которая разделяет мой взгляд на мир, и таких людей много.

Я долго анализировал, почему хочу снимать добрые и позитивные фильмы. Когда мне предлагают снять триллер, я читаю сценарий и выплевываю. Не могу его переварить, а режиссер должен пропустить историю через себя, встать на место главного героя. Мне тяжело поставить себя на место убийцы или жертвы. Я хочу дарить людям свет и снимать кино, после которого хочется жить. Чтобы человек вышел из кинотеатра и совершил небольшой, но позитивный поступок: позвонил родителям или обнял близкого человека.

Автор статьи