logo
close
menu
logomenu
ГлавнаяРубрикиЭксклюзив

Расизм, секс и библия: как FKA twigs стала феноменом поколения и синонимом слова «искусство»

Фото: Rolling Stone
Фото: Rolling Stone

Для начала, как полагается, немного занудства. Современное медийное и аудиовизуальное искусство давно уже слилось в один бурлящий котел с контр-культурой и андерграундом. По сути, в наше время именно они стали каноном: все больше звезд и голосов поколения выходят не из больших лейблов и холдингов, а из Ютуба и Инстаграма. Self-made артисты ценятся априори больше тех, у кого за спиной стоят серьезные дяди с портфелями. Это заметили и сами лейблы, которые стали активно «скупать» поющих блогеров и танцующих инста-телок рабскими контрактами. При этом биг боссов не особо заботит качество контента, главное — быть на одной волне с молодежью (читайте: получать просмотры и продажы в музыкальных сервисах). Подобно какой-то сверхматерии над всей этой суетой витает FKA twigs — девушка, которая не делает контент, а творит настоящее искусство (без ложного пафоса), к чему бы не прикоснулась. И на днях у нее вышел новый альбом!

Фото: NME
Фото: NME

Если вы спросите у журналистов, коллег, экспертов или даже самой FKA twigs, к какому жанру относится её творчество, ответ наверняка окажется сложным и абстрактным, как и то, что, собственно, делает эта странная дама. Ломанный и многослойный стиль схож с историей её взросления и становления как личности. Уроженка сельской местности в британском Глостершире, дочь ямайского работяги и англо-испанской гимнастки-танцовщицы, Талия Барнетт прошла через все возможные тернии. Она жила в Челтнеме, училась в местной римско-католической школе Святого Эдварда, где была чуть ли не единственной чёрной во всём заведении, и занималась танцами. Само собой, не обходилось без насмешек со стороны белых сверстников. В 16 она начала участвовать в записи треков местных рэперов, открыв в себе ещё один талант — вокальный. В 17 лет отправилась по стопам матери, у которой научилась главному — работать на износ и не обращать внимание на то, что происходит вокруг. Талия поехала покорять Лондон, но и там сталкивалась с расизмом в столичном танцевальном колледже.

"В первый день я пришла в колледж в розовом трико, со смешным пучком и своим провинциальным акцентом. Конечно, меня не приняли. Вскоре из шкафчика начали пропадать пуанты, трико... Кажется, я продержалась там около месяца". Перепоступив в другое учебное заведение, девушка начала изучать искусство, философию, психологию, но настоящей её страстью оставались танец и музыка.

Фото: YouTube FKA twigs
Фото: YouTube FKA twigs

В 2012 году за ней закрепился псевдоним FKA twigs: twigs её называли из-за громко хрустящих суставов ещё в танцевальных кружках, а приставку FKA (Formerly Known As) она добавила, когда музыкант с таким же псевдонимом пожаловался на использование его имени. К слову, сама Барнетт настаивает, чтобы слово twigs писалось со строчной t, потому что ещё одно её прозвище было little t (Маленькая Ти). Однако малышку Ти сложно было не заметить в толпе благодаря её ярким и дерзким образам и открытости. Так, фотограф известного издания i-D буквально столкнулся с ней на улице, когда Твигс возвращалась из ночного клуба домой. Он предложил ей фотосет, который в итоге украсил обложку номера.

Фото: i-D
Фото: i-D

Необычную и самобытную девушку с массой талантов тут же заметили продюсеры, которые превратили девочку из подтанцовки в исполнителя собственных треков. Первый релиз FKA состоял из нескольких композиций, но по-настоящему выстрелила песня Hide. Параллельно Талия начала экспериментировать с аудиовизуальным творчеством, выложив свой дебютный (и сразу очень необычный и провокационный) клип на тот самый трек Hide. К слову, все свои видео, даже коммерческие, она полностью придумывает, ставит и режиссирует сама.

Темы секса и обнажённого тела в творчестве Твигс занимают особое место, но не из-за желания эпатировать публику и вызывать скандалы, а в качестве особого языка общения с аудиторией. Сексуальность в работах Талии никогда не бывает пошлой, но всегда изящная и невероятно стильная. Также неотъемлемыми атрибутами её образа с годами стали экспериментальные и гротескные причёски, макияж, наряды, а в роликах часто обыгрываются те или иные фетиши, которые служат метафорами к совершенно серьёзным и личным историям из глубин души FKA. Например, в клипе Pendulum девушка связана по японской технике шибари — это такое искусство обездвиживания человека для эротических или БДСМ-практик. И даже в таких видео это не сквозит дурновкусием или развратом. В чистом виде искусство и авангард.

Если вы думаете, что все эти слова про моду и искусство в творчестве FKA twigs просто эпитеты, то креативщикам многих известных брендов и даже модных домов так не кажется. Свои образы для клипов и публичных мероприятий девушка прорабатывает с визажистом Наоко Синту и стилистом по волосам Соити Инагаки, которые работают с ней с начала её музыкальной карьеры. В 2015 году креативную команду по созданию и преобразованию внешности Ти заметили в Givenchy. Поначалу реверанс в сторону французского модного дома сделала сама Талия, позаимствовав для себя макияж с показа 1996 года, когда за дизайн марки отвечал Джон Гальяно. В ответ бренд использовал причудливый и необычный стиль причёсок и пирсинга самой Твигс в своём показе осень-зима 2015/2016.

Фото: Harper's Bazaar
Фото: Harper's Bazaar

За внезапным признанием неординарной артистки в мире высокой моды последовало признание её большими брендами массового потребления. У Твигс были нашумевшие и успешные (по мнению представителей самих компаний) коллабы с Nike и Google, причём в каждом из рекламных клипов Талия не просто торговала милым личиком, но и работала над сценарием и постановкой. И в каждом видна была частичка души девушки, которая всегда отдаётся искусству, даже когда это искусство ради монетизации её собственного творчества.

Большой популярности и востребованности всегда сопутствует повышенный и порой нездоровый интерес — фанатов, хейтеров, папарацци. Но FKA сразу избрала конкретную и твёрдую модель поведения: личная жизнь — это личная жизнь, а для общественности у меня есть творчество. Поэтому о романах дамы с известными мужчинами становилось известно случайно, от случайных свидетелей. Раз Твигс так не любит быть объектом изучения в контексте отношений, не будем её расстраивать, лишь констатируем, что в бойфрендах артистки ходили такие ребята, как Шайа Лабаф и Роберт Паттинсон. С последним, к слову, связана довольно большая часть становления её как личности и музыканта.

Даже в новом альбоме есть трек, посвящённый их отношениям, а точнее — невероятному давлению со стороны общественности на них как пару. О своём внутреннем стриптизе в период отношений со звездой "Сумерек" девушка поёт в композиции Cellophane, на которую есть сразу два клипа — с визуализацией того самого стриптиза и лайв-версия с самой FKA twigs за пианино:

Трепетное отношение Талии к личной жизни однажды заставило девушку высказаться непривычно резко и откровенно: она обвинила в сексизме и провокациях СМИ, которые завалили её вопросами о Паттинсоне, вместо того чтобы говорить о главном — работах Твигс. В частности, один из журналистов задал ей вопрос о роли актёра в "Сумерках", на что певица неожиданно для всех ответила: "Я не смотрела "Сумерки". Но репортёр не унимался и вскоре уже "добил" собеседницу вопросом: "Когда же будет ваша свадьба?" Она прервала интервью со словами "Видимо, это моё последнее". Вслед за ней высказались многие другие звёзды, борющиеся с таблоидами и папарацци, нарушающими, по их мнению, права женщин и их личное пространство: модели и актрисы Кара Делевинь, Кристен Стюарт и Эмма Уотсон. При этом сама девушка никогда не называла себя феминисткой, но радикальные движения и группы поспешили возвести её на пьедестал.

Фото: Hollywood Reporter
Фото: Hollywood Reporter

Если любовь и отношения для FKA twigs — тема закрытая и табуированная, то на темы философии и религии она может говорить часами, ведь отсылками и аллюзиями пропитан каждый трек и каждое видео Талии. Ей всегда была близка мораль, которую предлагала католическая церковь, а соответствующее воспитание её, в отличие от большинства коллег, не трансформировалось с годами в атеизм и неприятие религии, а лишь адаптировалось к собственному мироощущению Ти. При этом в её творчестве огромное количество и этнических, и межкультурных символов и образов — ямайских, индийских, японских. Тем самым Твигс ещё раз демонстрирует свою открытость и внутреннюю свободу, которую никто не способен загнать в тесные рамки чётких жанровых и идейных догм и форматов.

Фото: Rolling Stone
Фото: Rolling Stone

Она всегда была искренне и абсолютно обнажена перед зрителем, слушателем, перед тем, кто видел в ней не только тело, но и душу. И новый релиз под названием Magdalene — это квинтэссенция личного в её творчестве. В каждом треке чувствуется её дыхание, запах, боль. И всё это воспринимается ещё резче и отчётливее на фоне библейской истории, образа Марии Магдалины, в которую Твигс вложила собственные черты и, главное, голос. Это невероятное путешествие по глубинам и уголкам души девушки, которая безумно влюблена в искусство и делится им со всеми нами. Это дикий, безудержный крик (не буквально) гения, которого пытаются понять те, кому это не дано. Диковинной птицы, которой любуются, но готовы подрезать крылья, чтобы удержать. Каждый трек нового долгожданного альбома FKA twigs, которая почти пять лет безмолвствовала, это исповедь, проповедь и отповедь в одном. В попытке стать ещё ближе (хотя куда уж ближе) к своей аудитории Талия всё же не стала проповедником, подобно "богу" Канье Уэсту. Она лишь одна из нас, грешных, но с невероятным талантом выражать свои эмоции и чувства так, как никто другой.

Новый альбом FKA Twigs можно послушать в iTunes или Яндекс.Музыка.

Фото: YouTube FKA twigs
Фото: YouTube FKA twigs