Эти 6 вопросов ребенку развивают эмоциональный интеллект
Эти 6 вопросов ребенку развивают эмоциональный интеллект
Дети часто бывают эгоцентричными, особенно в раннем возрасте. Но поведение значимых взрослых и подходящие вопросы помогут развивать эмпатию по мере взросления. Рассказываем, какие вопросы помогут вырастить из ребенка эмпата с высоким эмоциональным интеллектом.
«Что ты чувствуешь?»
Самое важное в области развития эмпатии, что вы можете сделать для малыша, — это говорить с ним о чувствах с самого раннего возраста. Примерно до 4 лет достаточно говорить о 4 эмоциях: счастье, грусти, злости и страхе. Не стоит устраивать ребенку нудные лекции: главное, чтобы чувства и эмоции были в общении обычной темой. «Маме грустно», «Покажи, как тигренок злится», «Как ты радуешься?», «Покажи, как выглядит счастливый папа» и главный вопрос — «Что ты чувствуешь?»— научат ребенка лучше разбираться в эмоциях. Как своих, так и чужих.
«Я вижу, что ты расстроен(а). Давай поговорим об этом»
С помощью этой фразы вы демонстрируете, что чувства ребенка важны и заслуживают внимания. В дальнейшем дети неосознанно следуют родительскому примеру, проявляя уважение к чувствам других людей. Кроме того, разговоры об эмоциях учат детей прислушиваться к себе и формулировать свои чувства. А еще формируют между вами глубокую привязанность и доверие за счет эмоциональной поддержки.
«Как ты думаешь, что он(а) почувствовал(а), когда это произошло?»
В случае, если ваш ребенок уже научился разбираться в собственных эмоциях, почаще говорите о чувствах других людей, а также о причинах, которые их вызывают. Таким образом подрастающее поколение научится воспринимать причинно-следственные связи, что является неотъемлемой частью эмпатии. Подобная практика помогает выработать привычку замечать и признавать эмоции в социальных взаимодействиях, а значит, строить надежные отношения и получать другие преференции благодаря своей чуткости.
«Помнишь, когда ты испытала(а) похожие чувства?»
Эта фраза помогает детям сопоставить то, что они пережили сами, с тем, что может чувствовать другой человек. Гораздо проще понять эмоции окружающих на собственном примере. Ко всему прочему, у ассоциации с собой есть хороший побочный эффект: ребенок, скорее всего, будет меньше обижать сверстников, особенно если проблемы с поведением наблюдались ранее.
«Что ты можешь сделать, чтобы помочь ему/ей почувствовать себя лучше?»
Этот вопрос позволяет ребенку усвоить идею о том, что эмпатия — это не просто сочувствие к кому-то, это способ сделать что-то, чтобы помочь. Он учит детей размышлять о возможных способах решения той или иной ситуации и показывает им важность активной поддержки других. Возможно, ваш малыш решит нарисовать картину для бабушки, угостить друга печеньем или извиниться перед сестрой — важно не подсказывать возможные варианты, дети должны сами связать действия и чувства, которые они вызывают в других.
«Это нормально — злиться/грустить в такой ситуации»
Многие родители не задумываясь используют запретительные фразы: «не реви», «не позорь родителей», «веди себя нормально» и так далее. Все они внушают ребенку, что эмоции — это нечто постыдное, что нужно держать при себе. В то же время здоровый способ проживания эмоций не подразумевает необходимости их подавлять. Поддержите малыша в попытке выразить чувства: дайте понять, что это совершенно нормально — не держать их в себе.