Гром среди ясного неба: как первая экранизация российских комиксов захватила соцсети и попала на Netflix
Вот уже полтора месяца как в российском прокате осел и не собирается никуда уходить фильм «Майор Гром: Чумной Доктор» — экранизация российских комиксов про одноименного героя. Картина вышла многострадальная и вполне может считаться долгостроем: первый анонс полного метра про отечественного супергероя случился аж в 2016 году. Спустя пять лет фильм наконец вышел, собрал очень приличную кассу, сгенерировал целый ворох мемов в соцсетях и оказался на стриминг-сервисе Netflix. Пока что в российском его сегменте, но вскоре, как обещает администрация, фильм станет доступен по всему миру. На днях в Москве прошла фан-встреча со звездами «Майора Грома», которая в итоге была сорвана из-за огромного количества людей, пришедших за автографами любимых героев. Давка в ЦДМ только подтвердила данность: в России теперь официально есть популярное (что важно — народно любимое без всяких накруток) супергеройское кино по российским же комиксам.
Путь «Майора Грома» от бумажной версии из комиксов Bubble до Netflix вышел тернистым и по-настоящему героическим. Планы авторов изначально были как минимум амбициозными: покорить Голливуд и эти ваши европы, сняв фильм про героя всея Руси с западными актерами и на английском языке. Однако, столкнувшись с суровыми реалиями отечественного кинобизнеса, ребята решили действовать стратегически: сначала выпустить короткий метр, посмотреть отклик, а уже потом браться за высокие материи. Так появилась первая инкарнация Грома (так сказать, бета-версия) в исполнении Алексея Горбатова, который сейчас хайпит с проектом «Угрюм-река». Там перед зрителями впервые предстала банда в масках из советского мультфильма про хоккеистов и эффектная, красиво снятая сцена, явно позаимствованная у Кристофера Нолана и его «Бэтмена». Проба пера, премьера которой состоялась аж на Берлинском кинофестивале, оставила у критиков положительное впечатление и заставила фанатов комиксов ждать полнометражку еще больше.
Ждать пришлось четыре года. За это время создатели отказались от громких слов про Голливуд и зарубежных актеров, сосредоточившись на истории и визуале картины. Из тестового «Грома» в полноценный фильм перекочевала банда в масках (в виде отсылки на самих себя), Питер стал более киношным за счет ломаной топографии (одни красочные улицы и эффектные локации переходят в другие за счет монтажа), главным злодеем стал главгад из комиксов в маске Чумного Доктора, а место главного героя занял начинающий секс-символ российского кино Тихон Жизневский, заявивший о себе в «Топях» и «Огне». Все это, конечно, пошло фильму на пользу. Как и маркетингу.
За последние годы, пока фильм висел на постпродакшене, надо отдать авторам должное, они не стояли на месте и следили за трендами последних лет. Тут вам и легендарная питерская шавуха, ставшая мемом благодаря Юрию Хованскому, и локации в стиле клипов модных рэперов, и цветокор, как из нетфликсовских проектов (о Netflix подробнее позже). И да, само собой, соцсети и сленг, который почти даже не вызывает желания бить себе фейспалмы. Это наверняка потому, что делали фильм молодые ребята, а не те, кто хочет с ними дружить. Сыграла свою роль и пандемия: «Майор Гром» вышел в момент, когда кинотеатры уже вернулись, но еще не заполнились громкими тайтлами и голливудскими хитами.
Главным достоинством фильма стало удивительное умение балансировать на грани. «Майор Гром» не скатывается в какую-то лютую жесть под березовым соком и в лаптях, не пытается быть серьезнее, чем есть на самом деле, а еще, чего всегда не хватало создателям отечественных блокбастеров, смеется над самим собой, пресекая все приколы со стороны. Тут фишка «если стебать самого себя, то никто не сможет стебать тебя», придуманная еще старыми американскими комиками, работает безотказно. Парень в кепке и кожанке, который умело переодевается в смокинг и ест шаурму на крыше питерского дома, тоже вышел на загляденье. Майор предстает этаким крашем для девочек 18+, настоящим бро для пацанов с района и чуть ли не Глебом Жегловым для поколения, которое застало серп и молот. К слову, никакого совка и унылых ментовских кабинетов нет и в помине, так что образ полиции здесь максимально западный, но без бредового идеализма.
Про самих актеров (помимо секси-Тихона), среди которых есть и звезды молодежи, и культовые артисты нулевых, сказать особо нечего. И это главный комплимент, который можно сделать российскому актеру. Обычно пафос и гамлетовская игра в таких проектах становятся нормой, а сайд-персонажи будто накиданы вслепую, но тут все линии более-менее сходятся в стройный сюжет. Даже слегка переигрывающий главный злодей не раздражает, ведь, по сути, отыгрывает человека с комплексами и подвижной психикой. Все можно списать на эксцентричность самого персонажа. Также хочется отметить Любовь Аксенову, которая ранее была замечена в еще одном проекте про крутого копа — «Мажоре». И если там порой казалось, что случился мискаст, то тут все в полном порядке. Наверное, сработали питерский колорит и отличный парик.
Задолго до успешного штурма кинозалов «Майор» отправился в соцсети, где уже начинали пылиться фанатские паблики времен, когда отечественные комиксы разлетались в палатках «Союзпечати» как горячие пирожки, пардон, как горячая шаурма. Примерно за полгода до премьеры посты с фотографиями со съемок фильма сменились интригующими и стильными постерами, а в пабликах то и дело выходили нативные посты про грядущий хит. Надо признать, сделано все было на редкость (для российского кино) со вкусом и чувством меры. Впрочем, никакими ботами и накруткой создатели проекта и так не грешили. Комьюнити образовалось само — вполне стихийно и успешно. Маски Чумного Доктора, как и винтажные кепки Грома, стали отличным примером мерча, а на фоне выхода фильма аудитория полезла гуглить и печатные версии комикса.
Акции и флешмобы, которые были организованы к премьере, материалы в СМИ и на ТВ про эффектные трюки и крутую съемку — все это, казалось, слишком громко и активно продвигало проект, для многих сомнительный и утопичный. После того как первые рецензии и отзывы посыпались в агрегаторы оценок, стало понятно: с понтами команда не переборщила. Продюсеров и актеров, которые тут и там говорили о грядущей премьере как о чем-то эпохальном, даже не обвинишь в пиаре. «Майор» действительно вышел с раскатами грома, став как минимум ярчайшим явлением в российском постпандемическом кино.
Подводя некий итог, картину «Майор Гром» можно назвать не только первым успешным блокбастером по первым отечественным комиксам, но и в целом одним из немногих действительно цельных и самодостаточных фильмов за последние годы. Тот момент, когда наши ожидания обернулись не проблемами, а удовольствием от просмотра. Особенно если вынести за скобки марвеловские опусы и нолановского «Темного рыцаря». Еще одной победой картины стало попадание на Netflix. Совсем скоро «Грома» смогут заценить во всем мире и на всех языках. И можно с этим поздравить всех причастных, ведь через все тернии парни дотянулись-таки до звезд, пусть и галогеновых. Ждем продолжения, на которое нагло намекнули в концовке.