logo
menulogo

История хрущевки: как экспериментальное жилье стало синонимом убожества

Коллаж Super
Коллаж Super

Благими намерениями вымощена дорога в ад, а иногда — в квартиру с кухней два на два миллиметра. Рассказываем, как хрущевка из философского камня превратилась в панихиду по светлому будущему.

РЕКЛАМА - ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

Хрущевка по своей сути — типовой советский кирпичный или панельный дом, по призванию — завсегдатай пабликов в духе «eastern europe aesthetics», по факту — то, что мозолит вам глаз своими набухшими швами и страшащей вездесущностью. Проект был запущен Никитой Сергеевичем Хрущевым в далеком 1955 году, даже постановление соответствующее выпустили — «Об устранении излишеств в проектировании и строительстве».

Сейчас легко думать, что все это была одна большая самодурская инициатива. Однако жилищный вопрос в те годы стоял действительно остро: города стремительно наводнялись новоиспеченными бюргерами из бараков, застройка не поспевала за ударными темпами индустриализации. Советских трудяг окончательно доконали вычурные сталинки, пришла эпоха модернизма.

Постер фильма «We'll Bury You!» про Никиту Хрущева, 1962 г. Источник: IMDb
Постер фильма «We'll Bury You!» про Никиту Хрущева, 1962 г. Источник: IMDb

За кособоким воплощением идеи о функциональном и простом жилье стояла целая философия. Тянулось все с очень давних пор: еще в начале 19 века французский утопический социалист Шарль Фурье предлагал так называемые фаланстеры — дворцы, вмещающие коммуны до 1800 человек, которые впахивали бы для взаимовыгодного бартера. А все потому, что истинное раскрытие людской сущности никак не возможно в нарождающемся капиталистическом обществе, где человек становится всего лишь еще одной меновой монетой. В итоге на волне социалистической ажитации в 1863 году в Петербурге даже была организована Знаменская коммуна. Но идею быстро похерили: одна из постоялиц новоиспеченного фаланстера признавалась, что «…женщины того времени обнаруживали отвращение к хозяйству и простому труду, перед которым они в теории преклонялись».

РЕКЛАМА - ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

Наступил двадцатый век, и сон разума пассионариев наконец-то родил чудовищ. Надо сказать, иногда симпатичных: так, в 1920-е в СССР вовсю сооружали дома-коммуны с известными деталями в духе фабрик-кухонь — в итоге был построен, например, легендарный Дом Наркомфина в Москве. Но снова не срослось: на XVII съезде ВКП(б) в 1934 году советские бонзы с неудовольствием признали, что все это было лишь «уравниловско-мальчишескими упражнениями левых головотяпов».

Дом Наркомфина. Источник: Совсем другой город
Дом Наркомфина. Источник: Совсем другой город

Параллельно у западных коллег развертывалась похожая история: одними из первых экспериментаторов стали выпускники немецкого Баухауса, где увлеклись идеей единства искусства, в которой дом преподносился как концептуальное пространство с соответствующим оформлением. В итоге по всей Германии расплодились милые панельные домики, а какая-то часть немцев работала в СССР и грезила о светлых современных городах для советского люда куда более интенсивно, чем этот самый люд.

Поселок «Хижина дяди Тома» в Берлине. Источник: Журнал «Шрифт»
Поселок «Хижина дяди Тома» в Берлине. Источник: Журнал «Шрифт»

Но самым мощным вдохновителем массового жилья стал известный французский архитектор Ле Корбюзье. Сила мысли, заложенная в камень (или панель), в свое время сразила самого Никиту Сергеевича — якобы в 1960 году тот посетил Париж, где без конца дивился ультрамодернистским новшествам от пионера интернационального стиля. И, конечно, возжелал перенести их в родные пенаты.

РЕКЛАМА - ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

Влияние Корбюзье на стиль советской застройки сложно переоценить: железобетонные панели, плоские крыши, отсутствующий декор — все это отголоски его архитектурных догм. Ходят слухи, что архитектор подложил постсоветским гражданам свинью, зафиксировав канонический для хрущевок потолок в 2 метра 48 сантиметров как минимально необходимый человеку. Вообще, утопизм Корбюзье был удивительно хорошо созвучен коммунистической программе — взять только проект его «Лучезарного города», который, к счастью или к сожалению, так и не был реализован.

Проект «Лучезарного города» Ле Корбюзье. Источник: Артишок
Проект «Лучезарного города» Ле Корбюзье. Источник: Артишок

Казалось бы, с хрущевками все было ясно с самого начала. Но нет: лихорадка идейного жилья попеременно возгоралась в странах с на первый взгляд сугубо буржуазной риторикой. Так, в 1968 году в Лондоне возвели характерный жилой массив Freemasons Estate, для которого в конструкции панели использовали бумагу и картон, а сами панели скрепили на механические болты. Фанатичное скопидомство себя не оправдало: буквально с самого начала здания начали разъезжаться, намокать и разваливаться. Примерно через 15 лет постройки уничтожили методом управляемого взрыва (и не говорите, что не хотели бы провернуть похожее на засильи пятиэтажек).

Freemasons Estate. Источник: The Guardian
Freemasons Estate. Источник: The Guardian

В общем, свежо предание, а верится с трудом. Первые проекты типа К-7, между прочим, придумывал дедушка солиста группы «Мумий Тролль» Ильи Лагутенко Виталий. И да, у хрущевок есть серии, дома в которых могут разительно отличаться друг от друга: 1-335, II-32, 1605/12... В общем, на досуге можно поизучать — иной раз будет увлекательнее всякого атласа-определителя юного натуралиста. А еще посоотносить типы панелек со знаками зодиака.

РЕКЛАМА - ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

В итоге мы получили суицидальные пейзажи, плохую звукоизоляцию, карликовые ванные комнаты и отсутствие мусоропровода. Но не та ли эта цена, которую мы обычно платим за подлинную человеческую близость?