logo
menulogo

Ода феминизму или самый теплый фильм года? Рецензия Super на лучшую экранизацию «Маленьких женщин»

Фото: IMDb
Фото: IMDb

Режиссер «Маленьких женщин» Грета Гервиг нежно любит труды писательницы Луизы Мэй Олкотт, и этой любовью веет от каждой секунды ее кино. Она заметна в том, как бережно Грета перелистывает страницы книги, с каким трепетом переносит героев в трехмерный мир и как уверенно берётся за сложную задачу, не очень-то удавшуюся её предшественникам (ее фильм — шестая экранизация романа и третья за последние три года). Так масштаб стоявшей перед ней цели будет понятнее: режиссер не просто раздала актерам томик «Маленьких женщин» и попросила прочитать по ролям в исторических костюмах и декорациях XIX века, как это иногда выглядит в более наивных экранизациях классической литературы. Вместо этого она сняла фильм про Олкотт, пишущую историю о себе в образе Джо Марч, пишущей историю о себе. Восхищает это по двум причинам: во-первых, таким анализом романа Олкотт и ее биографии раньше никто не занимался, а во-вторых, Гервиг создала нечто восхитительное и совершенно цельное, амбициозно разложив книгу на мелкие части и перемешав их по-своему.

РЕКЛАМА - ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

Грета снимает только то, что её трогает, называя фильмы «машинами эмпатии». Несколько лет назад она взяла в руки «Маленьких женщин» и, как это часто бывает, осознала, насколько книга сложна, многослойна и парадоксально современна, хоть и написана полтора столетия назад. Подумав: «Это вообще кто-нибудь читал как следует?!» — Гервиг поспешила поделиться открытием с миром и сосредоточиться на болезненной теме прощания с детской невинностью и беззаботностью, которыми Олкотт баловала читателей в начале повествования. Режиссера захватил вопрос: что будет с амбициями своенравной Джо, тщеславной Эми, домашней Бет и мечтательной Мег по мере их взросления и знакомства с проблемами куда более серьезными, чем запачканные перчатки и прожженное платье в преддверии красивого бала?

Грета Гервиг и Сирша Ронан
Фото: Entertainment Weekly
Грета Гервиг и Сирша Ронан Фото: Entertainment Weekly

Гервиг — пятая женщина-режиссер в истории, номинированная на «Оскар», что кому угодно придало бы уверенности в своих силах. Но всего несколько лет назад у нее не было опыта, а агенту приходилось потрудиться, чтобы ей хотя бы дали шанс доказать, что она достойна места в режиссерском кресле. Когда она узнала, что снимет «Маленьких женщин», номинированной на «Оскар» «Леди Берд» еще не существовало, а сама Гервиг понятия не имела, на что способна. Оттого ее решение окинуть книгу Олкотт свежим взглядом и так бесстрашно поиграть с ее хронологией и выглядит еще более рискованным — способным либо влюбить в себя зрителей, либо разбить Грете сердце негативными отзывами.

РЕКЛАМА - ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

Все «скачки во времени» Гервиг прописала в сценарии и тщательно продумала, как именно переключать внимание зрителей с одного периода жизни героев на другой без кричащих подписей «семь лет тому назад» во весь экран. Чтобы ни у кого не закружилась голова в вихре нелинейного повествования, где все события, на первый взгляд, хаотично меняются местами, режиссер нашла простое решение — поиграть с цветом. Ранние годы сестер Марч окутаны золотистым сиянием и сняты в теплых, жизнерадостных тонах, в отличие от тоскливо-синей взрослой жизни, так непохожей на полное смеха и музыки детство в родительском доме. Этот спасательный круг от режиссера помогает не утонуть даже в самых событийно и эмоционально насыщенных моментах — например (СПОЙЛЕР, хотя, вообще-то, у вас была фора примерно в 150 лет, чтобы прочитать книгу), во время смерти Бет, переплетенной со сценами ее детской болезни. И снова «пан или пропал»: либо от такой скорости и сложности зрители вообще забудут, какой смотрят фильм, либо эта кульминация попадет точно в цель и в зале раздадутся тихие всхлипы. Несложно догадаться, что чутье Гервиг не подвело.

Фото: @emmawatson
Фото: @emmawatson

В то же время единственным минусом нарушенной хронологии повествования стала судьба все той же бедной Бет, обреченной с самого начала. Мы не успеваем привыкнуть к застенчивой, доброй малышке, «лучшей из всех» сестер Марч, грезящей лишь о возможности заниматься музыкой и помогать всем, кто в этом нуждается. Шанса к ней привязаться у нас нет, ведь знакомят нас с уже умирающей 18-летней девушкой — светлой и трогательной, но чужой. Впрочем, от этого ее гибель бьет в сердце не менее сильно — благодаря реакции Джо, к которой даже не читавший романа зритель прикипает за пару часов у большого экрана.

РЕКЛАМА - ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

В этом есть немалая заслуга Сирши Ронан, сыгравшей Джо и ставшей частью, пожалуй, самого совершенного каста, какой только можно было представить. Не считая роскошного Луи Гарреля в роли некрасивого немца в годах (Грета, спасибо, но почему так?), все актеры словно всю жизнь готовились попасть в мир, созданный Олкотт, а Тимоти Шаламе и Сирша Ронан — просто Ди Каприо и Уинслет нового поколения. Их творческий союз создан на небесах и обладает целительным эффектом — Голливуду стоит чаще прикладывать его к больным местам, чтобы получать настоящую «химию» на экране. Это понимает Грета и с радостью использует в своей работе: как только она узнала, что Сирша сыграет Джо Марч, она не сомневалась, кто станет ее Лори. И если бы Ронан в роли Джо не существовало, ее стоило бы придумать: 25-летняя актриса так проживает историю в кадре, что почти с ней срастается. Достаточно один раз увидеть Джо в ее исполнении, чтобы больше не захотелось подпускать никого другого к самому яркому персонажу «Маленьких женщин».

Видимо, от большой любви и возникает единственная претензия у тех, кто посмотрел фильм, прослезился и был бы рад самой сладкой развязке в истории. Многие выходят из кино с чувством обманутого ребенка, которому пообещали красивую игрушку и передумали в последний момент (далее 150-летний СПОЙЛЕР): как может безнадежно влюбленный Лори жениться на младшей сестре девушки, ради которой был готов отказаться от всего на свете, и быть счастливым? Так может случиться в жизни, а не в уважающих себя романах... Но никто ведь не приходит в кино, чтобы опять погрузиться в несовершенную реальность? Возможно, это единственный промах режиссера: Гервиг смогла найти ответ на этот вопрос, изучив биографию автора, но не успела достаточно доходчиво поделиться мудростью со зрителями.

РЕКЛАМА - ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ
Фото: IMDb
Фото: IMDb

На хрупкие плечи Сирши Ронан легла большая ответственность, ведь Гервиг сделала ее героиню, и так служившую отражением Луизы Мэй Олкотт, ещё более символичной, чем показано в произведении. Сама Олкотт никогда не была замужем и не стала матерью, а всю свою жизнь посвятила любимому делу — созданию книг, к которым писательница относилась как к собственным детям. В свое время Луиза совершила крайне нехарактерный для женщин XIX века шаг, отказавшись продавать авторские права на свои истории, — мудрое решение, о котором даже в XXI веке задумается не каждый автор, если издательство проявит должную щедрость. Знакомо, правда? Олкотт настолько дорога Грете, что та преподнесла ей чудесный подарок: шанс закончить книгу так, как ей хотелось. Автор не собиралась заставлять Джо предать свои принципы, ведь «женщины амбициозны, талантливы, красивы и созданы не только для того, чтобы удачно выйти замуж». Однако ее публицист посчитал иначе: либо Джо Марч ждет стандартный романтический хеппи-энд, либо смерть. Олкотт была вынуждена согласиться на меньшее из зол, но если бы она только могла сказать миру то, что хотела, в полной мере…

Луиза Мэй Олкотт, Сирша Ронан в роли Джо
Луиза Мэй Олкотт, Сирша Ронан в роли Джо

Именно поэтому финал для Джо Сирши Ронан остался настолько открытым, насколько это возможно. Да, Гервиг — не Тарантино, убивающий в своих фильмах Гитлера и спасающий Шэрон Тейт, но свою миссию она выполнила, показав нам волевую, бесстрашную, независимую Джо — не будущую жену и мать, а настоящий талант и сильный дух.

«В детстве я никогда не задумывалась об авторе этой книги. Я понимала, что автор у нее есть, но просто читала, не задавая вопросов, и не знала, какой она была выдающейся, тем более для своего времени», — рассказывает Грета. Именно так с ней сейчас поступает и Академия, которая, кажется, думает, что безупречная экранизация сняла себя сама: несмотря на восторженные отзывы, внушительные кассовые сборы и номинацию на "Лучший фильм", режиссера «Маленьких женщин» обошли вниманием. И вопрос далеко не в феминизме, сексизме и всех остальных -измах, о которых якобы забывают организаторы главной кинопремии: в этой области вольны биться воины #MeToo и те, кому предстоит отпускать язвительные шуточки о категории «Лучший режиссер», куда не смогла попасть ни одна женщина. Дело в том, что Академия игнорирует талант — совершенно не важно, какого пола. Грета умеет писать сильные сценарии, чувствует, как донести их до зрителей, оставшись верной себе, и по-настоящему влюблена в кино. В конце концов, по словам Тимоти Шаламе, Гервиг «помогает актерам почувствовать себя услышанными», заботится о том, чтобы ее звезды были спокойны, довольны и свободны показать все, на что способны, — а это особенность настоящих профессионалов и творцов, понимающих, как рождается искусство.

Фото: Entertainment Weekly
Фото: Entertainment Weekly

В новой экранизации знаменитого романа столько мудрости, надежды и силы, что более подходящего момента для ее появления нельзя придумать. 2020 год с порога показал свой характер, лишь раздразнив тоску по светлому кино, после которого с души словно снимают увесистый булыжник. «Маленькие женщины» — не только гимн феминизму, как бы его ни разбирали на цитаты о girl power, свободе и эмансипации. В сухом же остатке — удивительно, но это именно тот фильм, который стоит посмотреть, когда всё на свете утомило, включая феминистические лозунги, и хочется просто почувствовать тепло, насладившись красивыми кадрами, хорошей актёрской игрой и чудесной музыкой.