Небинарная Жанна д'Арк на сцене шекспировского театра: покушение на святое или буря в стакане воды?

Любите ли вы театр так, как любят его британцы? На днях они устроили в Сети настоящие дебаты: поводом для ожесточенных обсуждений стала новая постановка театра «Глобус», где Жанна д’Арк показана как небинарная персона. Героиня, как и актриса Изобель Том, использует местоимение «они», то есть не считает себя ни мужчиной, ни женщиной. Пьесу также написала небинарная персона Чарли Джозефин, которая использует местоимения «они/он».
Волна критики началась с заявления профессора социологии Кентского университета Фрэнка Фуреди, который считает, что «переосмысление гендерной идентичности Жанны д'Арк противоречит исторической реальности. Это разграбление истории, призванное легитимизировать то, что происходит сейчас».
Многие женщины отметили, каким важным примером для них является Жанна, которая прославилась тем, что бесстрашно возглавила французов в боях против английских солдат в Столетней войне. Так, политик и экс-лидер Партии женского равноправия Софи Уокер написала в Твиттере (запрещен в РФ): «Когда я была маленькой девочкой, Жанна д’Арк представляла собой захватывающие возможности того, что одна молодая девушка может сделать против массы мужчин. Переписывать ее как неженщину и представлять это как прогресс — огромное разочарование».
С ней согласна журналистка Эллисон Пирсон. Она написала: «В детстве у меня была книга о вдохновляющих женщинах в мировой истории. Жанна д’Арк была одной из них. Эта книга и эти удивительные женщины много значили для робкой маленькой девочки. Как смеет «Глобус» пытаться их отменить?»
Продемонстрировала свое отношение к ситуации и Джоан Роулинг. Создательница поттерианы давно является борцом за права женщин и уже не раз подвергалась критике из-за трансфобных высказываний. На этот раз она не стала открыто выражать свое мнение, но лайкнула чужой твит с шуткой «Далее: Наполеон был женщиной, потому что потерпел поражение при Ватерлоо».
Тем временем художественный руководитель «Глобуса» Мишель Терри защищает новое прочтение. «История предоставила нам бесчисленное множество прекрасных примеров, когда Жанна изображалась как женщина, — говорит она. — Эта постановка просто предлагает возможность другой точки зрения. В этом ведь и заключается роль театра: просто задать вопрос «Представь, если?».
Многие зрители и театралы поддерживают позицию шекспировского театра и объясняют повышенное общественное внимание консервативностью комментаторов. Автор и критик Ханна Инес Флинт отметила, что в последнее время были и другие громкие спектакли, где изменение гендерных ролей, наоборот, приветствовалось. «Если вы восхищались «женской» трилогией Филлиды Ллойд (три пьесы Шекспира — «Юлий Цезарь», «Генрих IV» и «Буря», — в которых все роли играли женщины. — Super) , то вам не следует злиться на то, что в одной из постановок исследуется гендерная идентичность во времена грубого женоненавистничества», — написала она.
«Итак, Жанна д'Арк была женщиной, которая одевалась как мужчина и выполняла то, что считалось мужской работой. Многие писатели рассказывали ее историю», — написала актриса и писательница Оливия Мейс, добавив: «Многие женщины и мужчины играли ее. Она могла быть небинарной. Это интересная идея. Позвольте ее исследовать. Это никому не повредит».
И действительно, сложно представить, кому может навредить очередная театральная интерпретация популярного исторического и художественного персонажа, имеющего сотни самых разных воплощений на сцене и в кино. К тому же стоит отметить, что вся эта история вполне в духе самого Шекспира. В конце концов, он тоже очень вольно обращался с персонажами исторических хроник, да и все роли в спектаклях при его жизни играли мужчины. А в качестве точки в этих дебатах процитируем заявление Мишель Терри на сайте «Глобуса»: «Все равно театры не имеют дела с «исторической реальностью». Театры ставят спектакли, а в спектаклях возможно все».