logo
close
menu
logomenu
ГлавнаяРубрикиЭксклюзив

Феминизм не помог: «Оскар» критикуют за отсутствие женщин среди лучших режиссеров

super.ru

Американская академия кинематографических искусств наверняка объявляла номинантов на «Оскар», крепко зажмурившись и скрестив пальцы, потому что отсутствие женщин в номинации «Лучший режиссер» в 2020 году — это свободное падение в объятия крупного скандала на тему совести и ее отсутствия у тех, кто назначает претендентов на самую престижную кинопремию. Отношения с феминизмом у Академии не заладились давно, но в этом году гнев активистов особенно силен, потому что у женщин было довольно много козырей и ни один не спас ситуацию. Судите сами: в прошлом году 10.6% самых кассовых фильмов были срежиссированы женщинами (в 2018-м — 4.5%), включая не очень претендующую на «Оскар» историю «Капитан Марвел» и сиквел «Холодного сердца». Насчет спорного блокбастера от Marvel у людей, реально оценивающих потенциал этого фильма, вопросов не возникло, но отсутствие «Холодного сердца» среди лучших анимационных фильмов многих расстроило.

После создания движений Time’s Up и Me Too и краха Харви Вайнштейна люди рассчитывали, что прогресс не за горами, но очередной наградной сезон заставил всех со вздохом развести руками: количество женщин-режиссеров выросло, компании уровня Universal Pictures, Disney, Sony и Warner Bros. все чаще с ними сотрудничают, но на церемониях мелькает только Грета Гервиг, о заслугах которой забывают, когда в поле зрения появляется Квентин Тарантино — никогда такого не было и вот опять. Важно отметить, что дело не обязательно в качестве кино: и женщины, и мужчины в режиссерском кресле по статистике набирают практически равные оценки критиков и зрителей.

Озвучив номинантов в категории «Лучший режиссер», актриса Исса Рэй с налетом пассивной агрессии добавила: «Удачи всем этим мужчинам!», а лидер феминистского движения Time's Up отметила, что именно из-за таких вещей ее организация в ближайшее время никуда не исчезнет — пока талантливые женщины остаются невидимыми, этому городу нужен герой. Напоминаем, за статуэтку будут бороться Тодд Филлипс («Джокер»), Пон Чжун Хо («Паразиты»), Сэм Мендес («1917»), Квентин Тарантино («Однажды...в Голливуде») и Мартин Скорсезе («Ирландец»). За 91-летнюю историю премии «Оскар» всего пять женщин становились номинантками в этой категории: Лина Вертмюллер («Семь красоток», 1976), Джейн Кэмпион («Пианино», 1993), София Коппола («Трудности перевода», 2003), Кэтрин Бигелоу («Повелитель бури», 2009) и Грета Гервиг («Леди Берд», 2017). Единственной, для кого номинация завершилась громким триумфом, стала Бигелоу: Кэтрин восхитила весь мир, когда обошла своего бывшего мужа Джеймса Кэмерона, номинированного за «Аватар».

В этом году у Греты Гервиг были все шансы стать первой женщиной, дважды пробившейся в престижную режиссерскую категорию, благодаря фильму «Маленькие женщины». Сама лента устроилась вполне неплохо и претендует на звание «Лучший фильм», «Лучший адаптированный сценарий» и «Лучший дизайн костюмов», а Сирша Ронан и Флоренс Пью получили номинации как лучшие актрисы за главную и второстепенную роли соответственно, но саму Грету Академия предпочла не заметить.

Тимоти Шаламе, Мэрил Стрип, Флоренс Пью, Грета Гервиг, Сирша Ронан и Лора Дерн
Фото: Getty
Тимоти Шаламе, Мэрил Стрип, Флоренс Пью, Грета Гервиг, Сирша Ронан и Лора Дерн Фото: Getty

Лорин Скафария собрала для своего фильма «Стриптизерши» такой актерский состав, что теперь фанаты озадачены не только отсутствием ее имени среди кандидатов на «Оскар», но и посылают молнии в сторону Академии за отсутствие Дженнифер Лопес среди потенциальных лучших актрис. На кинофестивале в Торонто фильм получил весьма положительные отзывы критиков, а потом закрепил успех приличными кассовыми сборами и номинациями на чуть менее престижные награды, поэтому неудача Скафарии многих озадачила.

Лорин Скафария и Дженнифер Лопес
Фото: Chris Pizzello/Invision/AP
Лорин Скафария и Дженнифер Лопес Фото: Chris Pizzello/Invision/AP

Лулу Ванг собиралась снять скромную семейную драму, а вышел настоящий прорыв, получивший приз зрительских симпатий фестиваля Sundance и показавший комедийную актрису Аквафину в новом амплуа. «Прощание» принесло Аквафине «Золотой глобус», но на «Оскаре» существование фильма полностью проигнорировали, а режиссерский талант Лулу пока остался непризнанным.

Аквафина и Лулу Ванг
Фото: MICHAEL BUCKNER/DEADLINE/SHUTTER
Аквафина и Лулу Ванг Фото: MICHAEL BUCKNER/DEADLINE/SHUTTER

Еще после объявления номинантов на «Золотой глобус» в Сети начался переполох из-за того, что «Квин и Слим» Мелины Мацукас не удостоился попадания ни в одну из категорий. Режиссерский дебют Мелины, по мнению многих кинокритиков, достоин быть замеченным — если не на «Оскаре», то хотя бы на других премиях. Чуда не случилось, зато у Мацукас, которая уже является известным клипмейкером и снимала видео для Бейонсе, Джей Ло, Леди Гаги и других, есть «Грэмми» за клип Рианны We Found Love. Утешение слабое, но все впереди, ведь для первого фильма оценка зрителей получилась очень высокой.

Мелина Мацукас
Фото: The New York Times
Мелина Мацукас Фото: The New York Times

За роль в фильме Мариэль Хеллер «Прекрасный день по соседству» Том Хэнкс получил номинацию на «Оскар» как лучший актер второго плана, а Мариэль, как вы поняли, получит только «Спасибо» со сцены, если Том победит. Биографическую драму критики, как водится, похвалили после премьеры на кинофестивале в Торонто, написали много положительных рецензий, а потом переключились на других режиссеров.

Мариэль Хеллер и Том Хэнкс
Фото: Getty
Мариэль Хеллер и Том Хэнкс Фото: Getty

Сама Оливия Уайлд вряд ли рассчитывала на особенный успех фильма «Образование» — ее режиссерский дебют не собрал большую кассу, хотя критики отзывались о нем тепло и даже отметили новоиспеченного режиссера на нескольких не очень громких кинопремиях. Дальше дело не пошло — в наградном сезоне про Оливию все забыли.

Оливия Уайлд
Фото: screenrant.com
Оливия Уайлд Фото: screenrant.com

Но есть и хорошие новости: творческих людей этим не остановить. В 2020-м нам покажут и диснеевские ремейки с большим потенциалом («Мулан»), и супергеройские блокбастеры («Чудо-Женщина 1984», «Хищные птицы», «Черная вдова», «Вечные»), и наверняка несколько сильных драм и артхаусных фильмов, снятых под чутким женским руководством. Возможно, если все звезды сойдутся, проклятье, лежащее на женщинах-режиссерах, спадет или мужчины просто на год перестанут снимать кино, на 93-й церемонии «Оскар» у Академии не получится отвернуться и сделать вид, что в фильммейкеры берут только людей мужского пола.