Феминизм не помог: «Оскар» критикуют за отсутствие женщин среди лучших режиссеров

Американская академия кинематографических искусств наверняка объявляла номинантов на «Оскар», крепко зажмурившись и скрестив пальцы, потому что отсутствие женщин в номинации «Лучший режиссер» в 2020 году — это свободное падение в объятия крупного скандала на тему совести и ее отсутствия у тех, кто назначает претендентов на самую престижную кинопремию. Отношения с феминизмом у Академии не заладились давно, но в этом году гнев активистов особенно силен, потому что у женщин было довольно много козырей и ни один не спас ситуацию. Судите сами: в прошлом году 10.6% самых кассовых фильмов были срежиссированы женщинами (в 2018-м — 4.5%), включая не очень претендующую на «Оскар» историю «Капитан Марвел» и сиквел «Холодного сердца». Насчет спорного блокбастера от Marvel у людей, реально оценивающих потенциал этого фильма, вопросов не возникло, но отсутствие «Холодного сердца» среди лучших анимационных фильмов многих расстроило.
После создания движений Time’s Up и Me Too и краха Харви Вайнштейна люди рассчитывали, что прогресс не за горами, но очередной наградной сезон заставил всех со вздохом развести руками: количество женщин-режиссеров выросло, компании уровня Universal Pictures, Disney, Sony и Warner Bros. все чаще с ними сотрудничают, но на церемониях мелькает только Грета Гервиг, о заслугах которой забывают, когда в поле зрения появляется Квентин Тарантино — никогда такого не было и вот опять. Важно отметить, что дело не обязательно в качестве кино: и женщины, и мужчины в режиссерском кресле по статистике набирают практически равные оценки критиков и зрителей.
Озвучив номинантов в категории «Лучший режиссер», актриса Исса Рэй с налетом пассивной агрессии добавила: «Удачи всем этим мужчинам!», а лидер феминистского движения Time's Up отметила, что именно из-за таких вещей ее организация в ближайшее время никуда не исчезнет — пока талантливые женщины остаются невидимыми, этому городу нужен герой. Напоминаем, за статуэтку будут бороться Тодд Филлипс («Джокер»), Пон Чжун Хо («Паразиты»), Сэм Мендес («1917»), Квентин Тарантино («Однажды...в Голливуде») и Мартин Скорсезе («Ирландец»). За 91-летнюю историю премии «Оскар» всего пять женщин становились номинантками в этой категории: Лина Вертмюллер («Семь красоток», 1976), Джейн Кэмпион («Пианино», 1993), София Коппола («Трудности перевода», 2003), Кэтрин Бигелоу («Повелитель бури», 2009) и Грета Гервиг («Леди Берд», 2017). Единственной, для кого номинация завершилась громким триумфом, стала Бигелоу: Кэтрин восхитила весь мир, когда обошла своего бывшего мужа Джеймса Кэмерона, номинированного за «Аватар».
В этом году у Греты Гервиг были все шансы стать первой женщиной, дважды пробившейся в престижную режиссерскую категорию, благодаря фильму «Маленькие женщины». Сама лента устроилась вполне неплохо и претендует на звание «Лучший фильм», «Лучший адаптированный сценарий» и «Лучший дизайн костюмов», а Сирша Ронан и Флоренс Пью получили номинации как лучшие актрисы за главную и второстепенную роли соответственно, но саму Грету Академия предпочла не заметить.

Лорин Скафария собрала для своего фильма «Стриптизерши» такой актерский состав, что теперь фанаты озадачены не только отсутствием ее имени среди кандидатов на «Оскар», но и посылают молнии в сторону Академии за отсутствие Дженнифер Лопес среди потенциальных лучших актрис. На кинофестивале в Торонто фильм получил весьма положительные отзывы критиков, а потом закрепил успех приличными кассовыми сборами и номинациями на чуть менее престижные награды, поэтому неудача Скафарии многих озадачила.

Лулу Ванг собиралась снять скромную семейную драму, а вышел настоящий прорыв, получивший приз зрительских симпатий фестиваля Sundance и показавший комедийную актрису Аквафину в новом амплуа. «Прощание» принесло Аквафине «Золотой глобус», но на «Оскаре» существование фильма полностью проигнорировали, а режиссерский талант Лулу пока остался непризнанным.

Еще после объявления номинантов на «Золотой глобус» в Сети начался переполох из-за того, что «Квин и Слим» Мелины Мацукас не удостоился попадания ни в одну из категорий. Режиссерский дебют Мелины, по мнению многих кинокритиков, достоин быть замеченным — если не на «Оскаре», то хотя бы на других премиях. Чуда не случилось, зато у Мацукас, которая уже является известным клипмейкером и снимала видео для Бейонсе, Джей Ло, Леди Гаги и других, есть «Грэмми» за клип Рианны We Found Love. Утешение слабое, но все впереди, ведь для первого фильма оценка зрителей получилась очень высокой.

За роль в фильме Мариэль Хеллер «Прекрасный день по соседству» Том Хэнкс получил номинацию на «Оскар» как лучший актер второго плана, а Мариэль, как вы поняли, получит только «Спасибо» со сцены, если Том победит. Биографическую драму критики, как водится, похвалили после премьеры на кинофестивале в Торонто, написали много положительных рецензий, а потом переключились на других режиссеров.

Сама Оливия Уайлд вряд ли рассчитывала на особенный успех фильма «Образование» — ее режиссерский дебют не собрал большую кассу, хотя критики отзывались о нем тепло и даже отметили новоиспеченного режиссера на нескольких не очень громких кинопремиях. Дальше дело не пошло — в наградном сезоне про Оливию все забыли.

Но есть и хорошие новости: творческих людей этим не остановить. В 2020-м нам покажут и диснеевские ремейки с большим потенциалом («Мулан»), и супергеройские блокбастеры («Чудо-Женщина 1984», «Хищные птицы», «Черная вдова», «Вечные»), и наверняка несколько сильных драм и артхаусных фильмов, снятых под чутким женским руководством. Возможно, если все звезды сойдутся, проклятье, лежащее на женщинах-режиссерах, спадет или мужчины просто на год перестанут снимать кино, на 93-й церемонии «Оскар» у Академии не получится отвернуться и сделать вид, что в фильммейкеры берут только людей мужского пола.