«Российский Тони Роббинс»: как бизнесмен и блогер Дмитрий Портнягин «кинул» заказчика на 7 миллионов
Если вы думаете, что только «великому» Энтони Роббинсу подвластно зомбирование умов миллионов, то вы заблуждаетесь. В России есть свой «бизнес-гуру» и зовут его Дмитрий Портнягин. Видели его лицо на стенах московского метро, но не знаете, кто это? Рассказываем.
Дмитрий Портнягин — 31-летний бизнесмен и топовый блогер. У него есть жена, транспортная компания и самый популярный YouTube-канал по бизнес-тематике — «Трансформатор». Почти полтора миллиона подписчиков восхищаются красноречием и харизмой Портнягина, внимая его постулатам о том, что каждый зритель его канала может построить бизнес с нуля и стать миллионером.
Биография автора «Трансформатора» похожа на одну из тех «историй успеха», которыми Тони Роббинс мотивирует потерявших веру в себя. Дмитрий Портнягин родился в обычной семье в Амурской области, организовал собственный бизнес, вывел свою компанию в топ, сколотил состояние и перебрался в апартаменты в башне «Око», расположенной в комплексе «Москва-Сити».
Свою роскошную жизнь, как и источники дохода, Портнягин любит выставлять напоказ. В описании канала «Трансформатор» указана структура его прибыли: логистическая компания, мужской клуб «Трансформатор» и одноимённая продакшен-компания. О транспортной компании Портнягина, а точнее, о её убытках, можно найти десятки роликов на YouTube. Мы расскажем про клуб и видеопродакшен, с помощью которых Дмитрий виртуозно прокачивает (или разводит) предпринимателей.
В мужской клуб «Трансформатор» может вступить любой предприниматель с минимальным ежемесячным доходом в три миллиона рублей. Лайфхак: справку 2-НДФЛ на входе не спрашивают и вообще никак не проверяют доходность. Годовое членство стоит от 600 тысяч до полутора миллионов рублей. За эти деньги Портнягин обещает клубные встречи с крутыми спикерами и звёздами, экскурсии в топовые компании и сакральные знания о том, как всегда оставаться на гребне волны.
Если вы занимаетесь бизнесом, ну скажем, вы мастерски продаёте овощи на рынке и, глядя на Портнягина, самопровозглашаете себя «личным брендом», вам в срочном порядке потребуется грамотное продвижение. В рекламном ролике своего продакшена Портнягин уверяет, что «делает это лучше всех». Ценник внушительный: за несколько миллионов рублей вас сделают королём «Инстаграма». Но будьте готовы, что что-то может пойти не так и возвращать свои честно заработанные вам придётся через суд.
29-летний предприниматель Павел Борисов подал иск на Дмитрия Портнягина с требованием вернуть ему 7 миллионов рублей. В марте 2018-го Борисов заключил договор с Портнягиным о том, что за три месяца ему прокачают «Инстаграм»: создадут годный контент, качественно и количественно увеличат аудиторию до 100 000 фолловеров и помогут её удержать. На сегодняшний день Борисов имеет 35 000 подписчиков (из них 25 000 пришло от стороннего гива), иск на Портнягина и абсолютную уверенность в том, что «Трансформатор» — это мыльный пузырь.
— Мы начали сотрудничать по продвижению личного бренда. Мне обещали поднять аккаунт с 4000 до 100 000. Но они оказались некомпетентны в сфере раскрутки. Они каждый раз предлагали мне всякую дичь: никакой концепции, идеи, смысла. Сначала я пытался решить всё мирным путём, но Дима на связь не выходил. В итоге всё дошло до суда. Мне хотелось нормально поработать с ребятами. Да, они реально зарабатывают деньги — вопросов нет, но пусть делают всё нормально, а не чешут языками и гнут понты, ссылаясь на Диму. Не хотелось бы, чтобы другие ребята на это попали, я знаю, что есть очень много недовольных «продвижением от Портнягина», — рассказал Павел Борисов Super.
Впрочем, не все недовольные идут в суд. Так, известный коуч по исполнению желаний Елена Блиновская решила вопрос полюбовно. Девушка тоже заказала у команды Портнягина «продвижение личного бренда», но оплачивала услуги поэтапно: Елена успела заплатить 2 миллиона рублей, после чего потребовала вернуть деньги.
— Мне не понравилось качество их работы, но мне вернули деньги, — прокомментировала Super Елена Блиновская.
Если вы предпочитаете раскручивать всё-таки больше свою компанию, а не себя самого, то вам не подойдёт опция «продвижение личного бренда». Вам необходима рекламная интеграция на канале «Трансформатор». По мнению всё тех же недовольных, и эти навыки Портнягина оставляют желать лучшего.
Роман Соловов интегрировал кирпичную компанию в «Трансформатор» за один миллион рублей — на эту сумму фирма по бартеру поставила материалы на строительство загородного дома Портнягина. После выхода ролика обещанного прироста трафика — а соответственно, и увеличения заказов — не произошло.
— Изначально нам обещали анонсы нашего выпуска в соцсетях, но они этого не сделали. Мы запланировали съёмку на начало мая, чтобы подогреть покупателей в начале сезона. В итоге они всё сняли, но, по их словам, потеряли жёсткий диск. Выпуск вышел на два месяца позже, когда в этом ролике уже не было никакого смысла. Но это полбеды. Самое неприятное то, что нам не посвятили отдельный выпуск, как другим клиентам, которые платят такие же деньги. Ролик был разбит на три темы, две их которых гораздо мощнее нашей. А в тот момент, когда должен был выйти наш выпуск, Дима выложил у себя в «Инстаграме» пост про моего конкурента, это как минимум неэтично. Вернуть деньги я не пытался — мы не заключали договор. В итоге мы не получили клиентов, потратили дополнительно несколько сотен тысяч — мы же думали, что будет шквал: подключили кол-центр, организовали лэндинг, запустили рекламу на других строительных порталах. Они даже не отследили эффективность и не смогли заинтересовать меня в постоянном сотрудничестве. Значит, люди один раз выжимают и идут дальше, — рассказал Super Роман Соловов.
Super обратился к юристу Роману Дадашеву, который рассказал, как грамотно подойти к сотрудничеству с так называемыми «бизнес-гуру».
— Не нужно торопиться с заключением договора без его тщательного изучения. Как показывает юридическая практика, чем более медийная личность, тем договор у неё менее конкретизирован. Это делается для того, чтобы невозможно было определить, какие задачи оплачиваются. Фактически стоит задача рекламная, и суд смотрит на то, что она выполнена. Поэтому должна быть максимальная конкретизация с четким обозначением этапов работ. Сейчас есть возможность указывать в договоре детали вплоть до доменных имен, социальных сетей и IP адресов. Причем это хорошо и для заказчика, и для исполнителя, — заключил юрист.