logo
menulogo

Дебют дочери Янковского, ненастоящий детектив и исчезнувшая в Подмосковье. Рецензия на российский триллер «Пропавшая»

Кадр из сериала
Кадр из сериала

За последние годы российские продюсеры (а в период пандемии онлайн-платформы, которые заменили всем кинотеатры, стали диктовать правила игры) делали все и даже больше, чтобы переизобрести жанр триллера для отечественного зрителя. Иногда получалось удачно (как в случае с «Методом» и «Топями»), иногда не очень. Но стоит признать, что дело сдвинулось с мертвой точки. Новый мини-сериал от «Кинопоиска» «Пропавшая» старается, кажется, больше всех. Это понятно хотя бы по персоналиям, воплощающим проект. Режиссерское кресло занял Вадим Перельман, который успел снять в Голливуде нашумевший «Дом из песка и тумана», за который получил несколько номинаций на «Оскар», и чуть было не доехал до главной кинопремии мира с русско-белорусским фильмом про войну «Уроки фарси». Пару ему составил один из лучших операторов страны — Владислав Опельянц. Этот мощный дуэт дополнила своим дерзким и уверенным дебютом в кино Елизавета Янковская — дочь Филиппа Янковского и Оксаны Фандеры. В итоге «Пропавшая» имеет все шансы не пропасть в глубинах стримингов, а стать еще одной глубокой зарубкой на быстрорастущем жанре российского триллера.

РЕКЛАМА - ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ
Трейлер сериала

С первых же кадров становится понятно, что «Пропавшая» не собирается валять дурака: Перельман на опыте ведет историю по знакомым голливудским тропам, а работа камеры и темп, с которым сюжет развивается, резко выделяются на фоне других российских сериалов. Больше всего проект обращается к таким колоссам, как Финчер и Фукунага. Ассоциации с «Исчезнувшей» и «Настоящим детективом» приходят сами собой. Однако не стоит подозревать авторов в каких-то заимствованиях или в отсутствии оригинальности. Это всего лишь здоровые и, честно говоря, весьма амбициозные образы, которыми вдохновлялись создатели. Атмосфера глобального заговора и паранойи, которыми пропитана история девушки, вернувшейся из довольно жестокого Далека, не отпускает зрителя по крайней мере в течение первой серии и порой возвращается с новой силой. Так хорошо держать зрителя удается не каждому российскому сериалу.

Кадр из сериала
Кадр из сериала

При этом мир, в котором разворачиваются действия, не похож на хтоническую Русь «Топей», равно как и не имеет ничего общего с грязными и ржавыми подворотнями «Метода». Тут у ребят своя атмосфера. Город напоминает скорее хайтечный и холодный Нью-Йорк, нежели привычную глазу Москву, что играет, безусловно, на стороне создателей сериала. Западное мышление режиссера + исключительное понимание погружения в сюжет оператора дают в сумме уникальный продукт, где место и время действия, в общем-то, не играют роли. На первом плане тут история. И главный ее плюс в том, что зритель не понимает вообще ни черта. Кому верить, кого ненавидеть, за кого переживать — все это до последнего момента непонятно. От такого сценария создается ощущение постоянной загадки (тут еще добавляется вечная недосказанность в раскрытии персонажей), но, по сути, от детектива тут только художественные приемы и «якорные» словечки типа «дело», «следователь» и прочее. На самом же деле, если содрать первые слои восприятия, окажется, что это в чистом виде артхаусный головоломный триллер, умело замаскированный под стильный детектив. Если уж мы начали играть в ассоциации, то тут стоит вспомнить «Врага» Дени Вильнева. Там фильм тоже играет в свою игру и говорит со зрителем на своем языке, оказываясь совершенно не тем, чем казался на первый взгляд.

РЕКЛАМА - ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ
Кадр из сериала
Кадр из сериала

Что еще хочется отметить, так это дебют Лизы Янковской. В актерской династии все больше представителей, но язык не повернется сказать, что девушка получила свою первую роль в сериале из-за знаменитой фамилии. Она отлично отыгрывает свою роль, давая ту палитру, которую просит от нее сценарий. Может показаться, что эмоции Янковской довольно пластмассовые, но тут опять же достаточно вспомнить «Исчезнувшую», в которой Розамунд Пайк дает узкий диапазон эмоций вовсе не потому, что больше не может, а потому, что играет психопатку. Тут схожая история. И да, откуда вообще у россиян эта любовь к переигрывающим и фонтанирующим эмоциями артистам? Пора уже научиться воспринимать переживания персонажа в контексте ситуации, а не в отрыве от нее. К слову, то же самое можно сказать и про музыкальное оформление. Тут нет классических для отечественных сериалов оркестровых и помпезных композиций, нет странных каверов на Цоя и прочей эклектики. На фоне происходящего звучит шикарный, по-киношному взрослый и еле заметный эмбиент.

Лиза Янковская в сериале
Лиза Янковская в сериале

В итоге начинает казаться, что очень качественный и нагруженный современными приемами (не только визуальными, но и сценарными) триллер будто попросту выпендривается: мол, смотрите, как Перельман с Опельянцем могут делать красиво. Но, как только почти мистический и инфернальный триллер перерождается прямо на глазах в жестокую и максимально реалистичную семейную драму, понимаешь, что этот сериал не просто занимает твое время, утоляя жажду саспенса. Это запутанная и витиеватая история, которая уже сейчас существует не просто на онлайн-платформе «Кинопоиска», а в гораздо более широком пространстве — в истории, если хотите. Потому что этот продукт будет одинаково хорош на любом языке и для любого зрителя. Так что авторам уже сейчас нужно репетировать реакцию на запросы от Netflix. «Письмо счастья» от международного стриминг-гиганта — наверняка лишь вопрос времени.

Афиша сериала
Афиша сериала