logo
menulogo
ГлавнаяРубрикиЭксклюзив
Новости о звездах

Как создавали и возрождали Северный речной вокзал

Пресс-служба Комплекса городского хозяйства города Москвы
Пресс-служба Комплекса городского хозяйства города Москвы

Северный речной вокзал вернул былое величие. Рассказываем, когда и для чего его построили, что вдохновляло архитектора и как 90 лет спустя реставраторы восстанавливали уникальное здание.

Впервые этот порт пяти морей, как окрестили вокзал сразу после открытия, заслужил любовь горожан и гостей столицы еще в 1930-е годы. Тогда он стал заключительным аккордом грандиозной стройки канала Москва — Волга (он решал проблему обводнения Москвы) и оказался первым вокзалом, на который люди приезжали просто погулять и отдохнуть. Возведение здания речного вокзала шло параллельно с созданием канала и Химкинского водохранилища, но сам водоем наполнили уже после того, как здание было готово.

Здание Химкинского речного вокзала. Фото: Н. Ситникова. 22 мая 1946 года. Главархив Москвы / mos.ru
Здание Химкинского речного вокзала. Фото: Н. Ситникова. 22 мая 1946 года. Главархив Москвы / mos.ru

Люди приезжали сюда просто отдохнуть: прогуляться по открытым галереям, выйти на крышу, выполнявшую функцию смотровой площадки, перекусить в ресторане, посмотреть на фонтаны и, конечно, пройтись в парке речного вокзала.

Химкинский речной вокзал. Фото: М. Озерского. Июнь 1959 года. Главархив Москвы / mos.ru
Химкинский речной вокзал. Фото: М. Озерского. Июнь 1959 года. Главархив Москвы / mos.ru
«Химкинский речной вокзал (первоначальное название канала — Прим. ред.) был модным местом тогдашней Москвы. Здесь все было как в кино, пришедшие на территорию вокзала словно попадали в курортный город: залитые светом галереи-террасы, пальмы в кадках, чистый речной воздух, замечательный вид на водохранилище, белоснежные теплоходы и катера»
Юлия Кленова, экскурсовод Музея транспорта Москвы

В конце 1930-х нестандартные решения авангарда больше не отвечали запросам наступающей эпохи, во главу угла автор проекта Северного речного вокзала Алексей Рухлядев, входивший в авангардистскую группу архитекторов-рационалистов, поставил освоение классического наследия, синтез искусств, монументальность, симметрию. Этот переход воплотился в проекте Северного речного вокзала.

Фасады украшали 24 фарфоровых медальона (или панно), отлитых и расписанных вручную на Ленинградском фарфоровом заводе имени М.В. Ломоносова. Они рассказывали о достижениях народного хозяйства 1930-х годов, знаковых стройках первых пятилеток. Здесь есть и дирижабль, и метрополитен, и стратостат, и Днепрогэс, и самолет полярной авиации, и даже архитектурный символ эпохи — Дворец Советов. Все это великолепие по прошествии десятилетий потеряло свой блеск, что-то и вовсе было утрачено. Сооружению Алексея Рухлядева требовалась реставрация.

Работы по возрождению Северного речного вокзала в рамках программы «Мой район» начались в 2018 году. Проект реставрации, пожалуй, не уступает по своим масштабам проекту строительства. 400 реставраторов всех специальностей со всей страны трудились два года, чтобы вернуть москвичам легендарный порт пяти морей. Специалисты провели полную реставрацию фундаментов, интерьеров, живописи, фонарей, светильников, фонтанов. Привели в порядок и знаменитый шпиль, и венчающую его звезду.

«В этом здании в предмет охраны входит практически все: фасады, интерьеры, фонтаны, шпиль, звезда и так далее. Это значит, что ничего нельзя менять, только реставрировать. Это и называется работой по сохранению культурного наследия. Поэтому мы можем говорить о сохранении задумки Алексея Рухлядева»
Виктор Кувшинников, генеральный директор компании «Инженерная геология исторических территорий» — генпроектировщика Северного речного вокзала