Почему Франции — ноль, а Молдове — 12? Профессиональное жюри Евровидения объяснило свое судейство
Журналисты Super вернулись из Роттердама, поэтому пришло самое время для аналитики и подведения итогов. В этом году голосование жюри не осталось без внимания и получило в социальных сетях множество негативных комментариев. Зрителей возмутили высокие баллы для «соседей» и отсутствие вообще каких-либо оценок явных фаворитов Евровидения. В частности, досталось и российскому жюри — их судейство в соцсетях назвали «позором», а также некоторые написали, что им «стыдно за результаты».
В этом году в состав российского профессионального жюри входили певица Юлия Волкова, хореограф Алла Сигалова, победительница первого «Голоса» Дина Гарипова, диджей Леонид Руденко, музыкант Леонид Гуткин. Главной претензией зрителей к судьям стало то, что их предпочтения кардинально отличались от результатов голосования зрителей и вызывали множество вопросов.
Например, российское жюри никак не отреагировало на главных фаворитов конкурса, дав лишь один бал певцу Gjon’s Tears из Швейцарии и поставив 0 баллов Барбаре Прави из Франции. 7 баллов жюри поставило Греции, за которую зрители и вовсе не проголосовали, а 6 — Болгарии, которую зрители также не оценили. 12 баллов российские зрители поставили представительнице Кипра с песней El Diablo, а жюри оценило артистку лишь на 3 балла. Тоже самое коснулось оценок Натальи Гордиенко из Молдовы: ее выступление российское жюри оценило, неожиданно поставив высший балл — 12. Зрители и жюри сошлись лишь в одном: победители конкурса Maneskin из Италии получили по 10 баллов от обоих.
Super решил связаться с членами жюри конкурса, чтобы уже постфактум узнать, на какие критерии оценок они опирались и как происходит весь процесс голосования. Однако двое из них — Юлия Волкова и Алла Сигалова — комментировать свое судейство сразу отказались, сославшись на различные причины.
А по словам диджея Леонида Руденко, выступления стран, занявших 2-е и 3-е места, его не впечатлили, поэтому он не стал оценивать их высокими баллами.
«Лично для меня что Франция, что Швейцария, сколько раз на них смотрел, прошли мимо меня. Не понимаю, почему там люди в комментариях возмущаются, что им нужно было что-то дать. Я честно скажу, что я им ничего не дал и даже не собирался. Даже если бы я знал, что меня за это будут хейтить, все равно бы ничего не поставил, потому что в этих номерах нет ничего инновационного, ничего нового. Франция представила песню, которая на манер Эдит Пиаф, которую много десятилетий мы слышали, и она французская песня-клише. Ничего нового не было сказано. Я не увидел в них ничего. Что касается Швейцарии, она вообще прошла мимо меня. Сегодня 21-й век на дворе, и просто выйти с хорошей красивой песней — этого недостаточно. Нужны новые идеи и решения»
Леонид Руденко, член жюри Евровидения
Что касается высшей оценки Молдове, то, по мнению Руденко, поддержка дружественных стран — это своеобразная традиция.
«Я не специалист по Евровидению, у меня нет огромного бэкграунда по поводу того, что было до этого, но, насколько я помню, наши страны традиционно друг друга поддерживают. Я вот даже маленьким был, помню, есть лагерь стран, которые друг другу постоянно ставят высокие оценки. Мне кажется, похожая ситуация продолжает проигрываться из года в год. Мы сидели перед экраном телевизора, нам давали бюллетень, и мы голосовали. Никакого коллективного совещания не было. Там нельзя было шептаться. Мы подписали бумаги. Мы не можем ничего разглашать»
Леонид Руденко, член жюри Евровидения
Свое судейство, пусть и без подробностей, прокомментировал и автор музыки Леонид Гуткин.
«Почему Франция получила от России 0 баллов? Я могу сказать только за себя. Меня совершенно не впечатлило это выступление, мне кажется, это очень «вторичная Эдит Пиаф», это все было уже. Швейцария меня впечатлила. Молдова и Азербайджан — это очень крепкие, профессиональные, интересные номера. Это называется европейский конкурс песни, поэтому для меня, как для автора, здесь важна песня. Разумеется, в современном мире не стоит забывать, что это телевизионное шоу, поэтому имеет значение постановка номера, сам артист. Поэтому это все некое схождение в одной точке, плюс у всех свои вкусовые моменты. Это оценивается по совокупности факторов»
Леонид Гуткин, член жюри Евровидения
Дина Гарипова также отметила, что членам жюри запрещено разглашать подробности и мотивы своего выбора. Но дала комментарий на тему того, чем руководствовалась, когда выставляла оценки.
«Я опиралась на свое впечатление. Если участник меня удивил в хорошем смысле, то я ставила его на более высокую строчку. Если же понимала, что в записи, например, он звучал и выглядел интереснее, чем на сцене, то оценка была уже ниже. У некоторых исполнителей мне очень нравилась песня, но были вокальные ошибки — это слегка расстраивало. А в каких-то случаях мне больше нравился сам исполнитель и его номер, но песня уступала. Тут мне хотелось уже поддержать артиста, его мастерство и старание»
Дина Гарипова, член жюри Евровидения
Продюсер пока что единственного номера-победителя Евровидения Яна Рудковская в разговоре с Super решила выступить с дипломатическим комментарием и в ответ на наш вопрос о судействе профессионального жюри заняла нейтральную позицию.
«Если бы я была в жюри, я бы, конечно, дала Франции. Конечно, мы бы поддержали все Молдову, потому что там есть Филипп Киркоров и Наталья Гордиенко. Из европейских див она была лучшая. У нее была фишка с голосом, помимо красивого платья. Ну это дружеская тема. Есть какое-то объединение стран, не так много их осталось. Я не могу говорить за профессиональное жюри. Не могу судить об их компетенции, у всех разные вкусы. Почему жюри некомпетентное? Оно высказалось так. Если бы я сидела в жюри, я бы сделала по-другому. Классно, что не продинамили Италию»