logo
close
menu
logomenu
ГлавнаяРубрикиЭксклюзив

«Не раскрыл гений Чайковского»: за что западная пресса раскритиковала новый фильм Серебренникова

Фото: Getty Images 
Коллаж Super
Фото: Getty Images Коллаж Super

Несколько дней назад Кирилл Серебренников презентовал свой новый фильм «Жена Чайковского» на Каннском кинофестивале. Отзывы авторитетных изданий не заставили себя долго ждать. Эксперты, знакомые с творчеством Чайковского по культовым музыкальным симфониям, раскритиковали новый фильм режиссера. Серебренникову, по версии западной прессы, так и не удалось раскрыть гениальность русского композитора.

Ведущее американское издание о кино The Hollywood Reporter сетует, что Серебренников даже не попытался раскрыть «истинный гений» Чайковского. Журнал отмечает, что режиссер нисколько не отразил работы над легендарным балетом «Лебединое озеро» и симфонической поэмой «Франческа да Римини». Двухчасовой биографический фильм показался критикам изысканно срежиссированным, но при этом «чересчур длинным, драматичным и мрачным».

«Все это очень тяжело и очень правдоподобно, но недостаточно, чтобы мотивировать 145-минутный полнометражный фильм. К большому разочарованию, фильм даже не фокусируется непосредственно на музыкальных способностях Чайковского. Режиссер даже не пытается показать гениального Петра»
The Hollywood Reporter
Кадр из фильма «Жена Чайковского»
Кадр из фильма «Жена Чайковского»

«Не ждите, что вы будете насвистывать отрывки из "Лебединого озера"», — иронично написал британский киножурнал Screen International. Издание отметило, что главный козырь фильма — игра Алены Михайловой (ее актерское мастерство отмечали практически во всех западных СМИ, а Канны встретили актрису бурными аплодисментами). Журнал раскритиковал фильм за перегруженность и саундтреки.

«Безусловно, это самый амбициозный фильм на сегодняшний день, но, несмотря на это, он кажется тяжеловесным и перегруженным. В «Жене Чайковского» домашняя жизнь изображена как супружеская голгофа. Фильм страдает от преувеличения как в его напыщенном повествовании, так и в саундтреках (включая классику). Не ждите, что вы будете насвистывать отрывки из "Лебединого озера"»
Screen International
Кадр из фильма «Жена Чайковского»
Кадр из фильма «Жена Чайковского»

Американский еженедельник Variety выпустил разгромную рецензию, где заявил, что история, которую показал Серебренников, испортила великий сюжет и плохо отразила жизнь Петра Чайковского и его жены. Драма, по мнению кинокритика, слишком сурова и похожа на пост-артхаусное кино. Единственное, что порадовало представителей еженедельника, — это сцена, где перед Чайковским оказываются обнаженные мужчины. Издание считает, что для того, чтобы показать подобный фрагмент в России, нужно было большое мужество.

«В фильме практически нет момента, когда мы слышим музыку Чайковского. Кроме того, почти нет ощущения, что Серебренников проявляет какой-либо интерес к композитору. Одним словом, фильм никчемный»
Variety
Кадр из фильма «Жена Чайковского»
Кадр из фильма «Жена Чайковского»

Возмутилась и британская газета The Guardian. По версии кинокритиков издания, Серебренников представил Антонину, жену Чайковского, эгоистичной, фанатичной, наивной и самовлюбленной нимфоманкой, в то время как в реальной жизни она была всего лишь загнана в угол. По мнению авторов рецензии, режиссер сильно драматизировал репутацию девушки, ставшей жертвой патриархата в XIX веке, сделав акцент на ее сексуальной одержимости.

«Репутация нимфоманки была приписана Антонине злонамеренными людьми с хорошими связями и приближенными Чайковского, которые были кровно заинтересованы в ее подрыве, так что репутация жены Петра Ильича сильно драматизирована. Фильм гнетуще истеричный и взвинченный, как Антонина или сам Чайковский»
The Guardian

К негодованию западной прессы присоединилась и российская писательница Зинаида Пронченко. Она назвала драму «выдающейся китчухой», и возмутилась, что Серебренников так и не раскрыл личность композитора. Кинокритик заявила, что «хохотала и радовалась» только лишь во время титров.

«Ни про Чайковского, ни про Россию сия картина ничего не сообщает (ни нового, ни вообще) и даже на ролик по борьбе с гомофобией не тянет. Разве что Серебренников снял в камео все московское ЛГБТ-комьюнити, оно ходит голышом и вверх ногами между Антониной и гением, а те в печали перебирают клавиши старого рояля »
Зинаида Пронченко
 Фейсбук (запрещен в РФ) Зинаиды Пронченко
Фейсбук (запрещен в РФ) Зинаиды Пронченко