Любовь под надзором: кто такие координаторы секс-сцен и как они спасают звезд от харассмента
С чего все началось?
Координаторы интимных сцен, они же секс-координаторы, они же координаторы секс-сцен (англ. intimacy coordinators) — представители этой, скажем прямо, не самой тривиальной профессии на днях оказались в центре всеобщего внимания. А виной тому звезда «Властелина колец» и «Игры престолов» Шон Бин: в интервью The Times британский актер поставил под сомнение сам смысл их существования. По его мнению, координаторы могут «испортить спонтанность» момента. «Я думаю, естественное поведение любовников было бы разрушено, если бы кто-то свел его к техническим упражнениям», — поделился Бин.
Слова актера не остались незамеченными и вызвали целый шквал критики, которую сжато можно выразить в одном предложении: потеря той самой «спонтанности» — небольшая цена, которую нужно заплатить за то, чтобы актеры и особенно актрисы чувствовали себя в безопасности, занимаясь своей работой.
Можно предположить, что роль координатора секс-сцен попросту непонятна такому мастодонту киноиндустрии, как 63-летний Шон Бин, который привык работать в другие времена. Действительно, эта профессия появилась совсем недавно, и благодарить за ее появление стоит движение #MeToo. После откровений о Харви Вайнштейне и других продюсерах, режиссерах и актерах, долгие годы злоупотреблявших своим положением, кинокомпании наконец-то задумались о мерах безопасности на съемочной площадке. И одним из первых проектов, который привлек к работе координатора, стал вышедший в 2017 году сериал HBO «Двойка» о расцвете порноиндустрии в Нью-Йорке 70-х.
Зачем вообще нужны секс-координаторы?
Прежде всего, для защиты женщин, поскольку именно они чаще всего подвергаются харассменту и эксплуатации на съемочной площадке. Работа координаторов помогает актерам установить их личные границы для эпизодов, изображающих любое физическое взаимодействие — от легких поцелуев в щеку до сцен изнасилования.
«До того как появилась наша профессия, актеры и режиссеры сами договаривались о том, какие движения уместны, а какие нет. Ну или не договаривались вовсе, — говорит Иегуда Дуэньяс, координатор эротических сцен, который работал над свежими сериалами «Вечеринка» и «Американский жиголо». — Не было никакого реального метода или практики того, как установить уровень комфорта и согласия».
Что об этом думают актрисы?
После того как комментарии Бина запестрели в заголовках газет, несколько знаменитых актрис встали на защиту секс-координаторов. Так, обладательница двух «Оскаров» (и кстати, ровесница Бина) Эмма Томпсон назвала появление профессии «фантастическим нововведением», которое позволило актерам чувствовать себя комфортно и безопасно. «Нет, вы не можете просто дать ситуации спонтанно развиваться, — уверена она. — Перед вами камера и съемочная группа, вы не одни в гостиничном номере. Вас окружает куча парней, перетаскивающих вещи. Так что это не самая приятная ситуация, и точка».
Восходящая голливудская звезда Рэйчел Зеглер, получившая «Золотой глобус» за роль в прошлогодней экранизации «Вестсайдской истории», написала в Твиттере (запрещен в РФ), что чрезвычайно благодарна за то, что на площадке присутствовали координаторы. По ее мнению, работа с ними была полезна и таким новичкам, как она, и актерам с многолетним опытом. 21-летняя девушка закончила свой пост словами: «Спонтанность во время съемок интимной сцены может быть опасна. Проснитесь уже!»
А звезда фильмов «Mamma Mia!» и «Тело Дженнифер» Аманда Сейфрид в интервью журналу Porter выразила сожаление, что в начале ее карьеры о координаторах нельзя было даже мечтать, и вспомнила, как в совсем юном возрасте была вынуждена ходить на съемочной площадке без нижнего белья. «Почему я допустила это? О, я знаю: мне было 19, я не хотела никого расстраивать и хотела сохранить свою работу. Вот почему», — рассказала 36-летняя актриса.
Что говорят сами координаторы?
Координатор интимных сцен Александра Тайдингс прекрасно понимает, какое давление приходится испытывать девушкам в киноиндустрии. После того как она сыграла роль Афродиты в сериале «Зена: королева воинов» в одном нижнем белье, Тайдингс осознала, что актерам, и особенно актрисам, необходим человек, которому они могли бы доверять в и без того напряженной обстановке. Александра признается, что сталкивалась с непониманием коллег по площадке. Сама же она сравнивает свою задачу с работой постановщика трюков: «Мало кто сомневается в том, что специалист должен научить актера, как имитировать пощечину, не причиняя вреда партнеру по фильму. Так почему же столько скептицизма направлено на координаторов постельных сцен?»
Секс-координатор и основатель специализированной компании Intimacy On Set Ита О’Брайен высказывает похожее мнение: «Конечно, актер будет работать с постановщиком трюков для сцены боя, ведь он понимает потенциальные риски. Здорово, что теперь индустрия стала осознавать и риски, связанные с созданием эротической сцены». Именно гарантия того, что требования актеров в отношении наготы и интимных прикосновений будут соблюдаться, и позволяет им работать свободно и максимально раскрепощенно, считает О’Брайен.
Как проходит рабочий день координатора постельных сцен?
Ита О’Брайен помогала актерам на съемках самых откровенных сериалов последних лет: «Половое воспитание» и «Нормальные люди». Она рассказывает, что ее роль более всеобъемлющая, чем просто постановка конкретных движений в рамках той или иной сцены. Работа начинается еще на этапе изучения сценария, когда она помогает актерам лучше понять характеры их персонажей. О'Брайен взаимодействует со всей съемочной группой — режиссерами, продюсерами, костюмерами, ассистентами — как на протяжении репетиционного процесса, так и во время самих съемок постельной сцены на закрытой от посторонних глаз площадке.
На репетициях актеры всегда одеты. Более того, если сцена особенно откровенная, О’Брайен кладет между ее участниками подушку. Она спрашивает у актеров согласие на поцелуй и прикосновения перед каждой репетицией или съемочным днем. Главное правило: гениталии участников сцены никогда не соприкасаются. На исполнителях всегда есть какая-то спецодежда, даже если в кадре ее не видно. Все крупные планы с полной наготой доснимаются отдельно. Между сценами актеры всегда одеты, а раздеваются только когда кадр полностью выстроен и поставлен свет. При этом, чтобы актеры чувствовали себя комфортно и могли привыкнуть к своей наготе, в первый раз О’Брайен вместе с художником по костюмам остается с исполнителями наедине и просит остальную съемочную группу покинуть площадку. Ну а на популярный вопрос, влияет ли химия между актерами на результат съемок, О’Брайен отвечает так: «Лучший вариант — это когда все остаются профессионалами. Если два человека действительно нравятся друг другу, то на экране мы видим уже этих людей, а не персонажей, которых они играют».
Что ж, похоже, Шон Бин с его любовью к абсолютной спонтанности оказался в таком же абсолютном меньшинстве. Ну а мы можем только добавить, что сцены секса в «Нормальных людях» и «Половом воспитании» (созданные, как мы помним, при участии координаторов) выглядят куда естественнее, чем в пафосных костюмных драмах, которыми прославился актер. Так что, кажется, будущее за взаимным согласием и уважительным отношением друг к другу — причем не только в жизни, но и на съемочной площадке.