logo
menulogo
Новости

«Горите в аду, я еще не смотрел серию!»: как спойлерофобия делает людей жестокими занудами

super.ru

Знакомство автора этого крика души со вселенной «Гарри Поттера» буквально началось с фразы «Снейп убил Дамблдора!» от ошарашенного знакомого, который первым добрался до только что написанного Роулинг «Принца-Полукровки», едва книга заняла свое место на полках книжных магазинов. По нынешним правилам он был бы насильно острижен и выпущен на улицу под колокольный звон и крики «Shame!». Именно так теперь поступают с разносчиками спойлерной заразы особо чувствительные люди в соцсетях.

Отчасти так было всегда. Нет ничего нового в друзьях, оживленно обсуждающих концовку фильма на выходе из кинотеатра. Удивительным открытием стали только реакции случайно задетых краем пролетающего спойлера людей, не успевших увернуться от увесистого булыжника с надписью «Тони Старк умер!». От таких непрошенных новостей мы теперь рвем и мечем и посылаем чуму на дома всех, кто позволил себе сболтнуть лишнего. И это вовсе не преувеличение: совсем недавно британский телеведущий Джеймс Корден имел смелость пошутить на тему Арьи Старк и павшего от ее рук Короля Ночи. Реакции, которые за этим последовали, не поддаются логике здравомыслящего человека. В Твиттере Кордена назвали «жирным уродом» и пожелали его сыну заболеть раком за спойлер «Игры престолов» в прямом эфире. Такая благодать снизошла на Джеймса от человека, который уже посмотрел серию, но ненависть к спойлерам – дело чести.

Подобных случаев становится все больше, и если нападки в соцсетях вы до сих пор считаете делом несерьезным, то пора задуматься: по ту сторону всю эту грязь читают реальные люди, которым редко бывает приятно получить пожелание мучительной смерти из-за пустяковой стычки в интернете.

За последние шесть недель, на которые выпал и финал «Мстителей», и последний сезон «Игры престолов», соцсети превратились в поле боя между армиями «Концовку слили!» и «Горите в аду, я еще не посмотрел!». Последние более агрессивны и готовы предать дракарису незнакомца за неосторожно выбранный смайлик, отдаленно напоминающий эмоцию Дейенерис из третьей серии второго сезона, а значит, безусловно, являющийся спойлером чего-то важного. Shame! Shame!

Фото: HBO
Фото: HBO

Этот театр абсурда влияет и на то, чем в итоге «кормят» нас режиссеры. Например, Том Холланд, известный ролью Человека-паука и неумением держать рот на замке в ответственные моменты, рассказывал, что ему больше не сообщают не только ключевые повороты сюжета, но даже детали его собственных сцен. Он буквально не знает, кому пытается наподдать Питер Паркер на съемочной площадке: противника дорисуют позже, от Тома требуется только повернуться к камере «вот так», напряженно посмотреть на «врага» и махнуть рукой по команде. Снято. Мы правда хотим, чтобы кино стало таким? Нам нужны актеры, не представляющие, что движет их героями на экране? Нас действительно устроит, если единственной силой, способной удержать зрителей в кресле до конца сеанса, станет неожиданная развязка?

Парадокс в том, что именно за это многие мечтают распять сценаристов «Игры престолов»: им кажется, что авторы снимали восьмой сезон по принципу «удивить любой ценой». Опустим споры о том, что спрос рождает предложение: недовольные «убогим» финалом имеют право быть недовольными. Ровно до тех пор, пока не кидаются с вилами на людей, посмевших насладиться просмотром, а также на актеров, съемочную группу и победителей в номинации «Козел отпущения-2019» – многострадальных сценаристов Вайсса и Бениоффа. Им столько раз пожелали лично пройти через каждую ужасную смерть, показанную в сериале, что поначалу такие комментарии вызывали нервный смешок, а теперь потребность выделить каждому из авторов по бункеру и телохранителю размером с Григора Клигана.

Но фанатичных диванных критиков, к счастью, пока меньше, чем запущенных спойлерофобов, хотя и тем, и другим не помешало бы посчитать до десяти, выдохнуть и немного отпустить ситуацию. Последним стоит заодно признать, что увиденный спойлер – это их ответственность. Попробуйте войти в спорт-бар и попросить выключить телевизоры и перестать громко обсуждать финал Лиги Чемпионов, идущий в прямом эфире, потому что вы собирались посмотреть его попозже и не хотите знать заранее даже насколько зеленая трава на поле. Попробуйте также не обидеться, когда вас вышвырнут за дверь. То же самое происходит в соцсетях – особенно в последние шесть понедельников, когда у людей нет мочи держать в себе эмоции от очередного замеса в «Игре престолов». Есть только две опции: не заходить в интернет, пока не состоится ваше рандеву с долгожданной серией, или играть по общим правилам. Иначе все это обычный эгоцентризм уровня «почему птицы под окном до сих пор не могут выучить мой график и заткнуться до звонка будильника?».

В 2011 году группа ученых из американского университета изучила спойлеры и реакции на них. Если вы не читали их любопытнейшее исследование, пролистните вниз, потому что дальше будет СПОЙЛЕР! Оказалось, что «слитые» детали истории не только не портили людям просмотр, но и подогревали интерес. В это сложно поверить, но за недовольством и желанием обиженно топать ногами скрывается напряжение и любопытство. В конце концов, есть разница между искусством кино, театральных пьес, живописи и музыки и спортивными событиями: нужно быть истинным фанатом футбола, чтобы пересмотреть игру, уже зная счет. Не нужно быть знатоком искусства, чтобы два раза сходить в Лувр или смотреть фильмы Альмодовара по пятому кругу. Никто не разочаруется в «Титанике», впервые увидев его со знанием того, что Роуз не освободит для Джека местечко на двери посреди океана. Никто не порвет билет на постановку «Гамлета» у входа в театр, добавив крепкое матерное слово, случайно услышав, что принц Датский умрет. Так в чем наша проблема? Откуда взялась эта массовая спойлерофобия, переходящая в неконтролируемые приступы агрессии?

В детстве нас учили говорить «спасибо» и «пожалуйста», уважать старших и не мусорить на улице. В 2019 году пришло время для добавочного курса этикета в Сети, потому что здравый смысл безнадежно утрачен. Нельзя доводить это до истерии и абсурда и собственноручно лишать себя качественного кино и наслаждения его красотой, скрывающейся не только в резких сюжетных поворотах. И да, в фильме Тарантино «Однажды в Голливуде» умрет героиня Марго Робби. Честное слово, приятного просмотра!