logo
menulogo
Super

От Айвазовского до современных художников: 6 картин, на которых фигурирует российский триколор

Коллаж Super
Коллаж Super

С чем у вас ассоциируется Россия? Жителям средней полосы на ум придут воспетые еще Есениным березы, кому-то — камчатские вулканы, вересковые луга Сибири или поля тюльпанов в калмыцкой степи. Ассоциации могут меняться, но вне зависимости от региона нас объединяет один узнаваемый символ — российский триколор. Его официальный день рождения — 22 августа 1991 года, но в отечественной истории бело-сине-красный флаг фигурировал и ранее. Super изучил архивы живописи и собрал полотна разных лет с триколором.

РЕКЛАМА - ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

«Отец Отечества», Василий Нестеренко, 1997 год

Фото: ГБУК «Московская государственная картинная галерея Василия Нестеренко», https://clck.ru/35anYe
Фото: ГБУК «Московская государственная картинная галерея Василия Нестеренко», https://clck.ru/35anYe

Отцом современного триколора считается император Петр I: в 1693 году он поднял бело-сине-красный флаг на яхте «Святой Петр», на которой отправился в свое первое морское плавание. Через несколько лет император объявил триколор официальным символом российского морского флота. С тех пор он развевался над торговыми судами, которые ходили «по Москве-реке, и по Волге, и по Двине, и по иным всем рекам ради торговых промыслов».

Петровская эпоха нашла свое отражение в творчестве российского художника Василия Нестеренко. На картине «Отец Отечества» изображен увитый триколором портрет Петра на фоне Полтавской битвы — переломного момента в Северной войне, которая закончилась победой России. В 1990-е годы, когда триколор уже был объявлен государственным флагом страны, Нестеренко подарил картину Борису Ельцину, чтобы поддержать президента «в непростые, связанные с операцией на сердце, дни».

«Конец бури на море», Иван Айвазовский, 1839 год

Фото: «Википедия», https://clck.ru/35ap98
Фото: «Википедия», https://clck.ru/35ap98

Иван Айвазовский — признанный мастер-маринист, из-под кисти которого вышли тысячи морских пейзажей. Ему удавалось реалистично передать непредсказуемый нрав стихии: необузданные волны и умиротворенную водную гладь в закатных бликах или сияние полной Луны.

РЕКЛАМА - ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

Сюжеты большинства картин Айвазовского разворачиваются в открытом море. У художника не так много прибрежных сцен, что выделяет среди его работ «Конец бури на море»: мы видим переживший бурю корабль, над которым реет триколор. Почему судно оказалось на мели, неизвестно — возможно, дело в ошибке капитана или оборвавшемся якоре. Однако картина, как отмечают искусствоведы, не символизирует крушение, а, напротив, вышла жизнеутверждающей.

«Бурлаки на Волге», Илья Репин, 1873 год

Фото: «Википедия», https://clck.ru/35ap6t
Фото: «Википедия», https://clck.ru/35ap6t

Одна из самых узнаваемых картин Ильи Репина «Бурлаки на Волге» была написана, когда художнику еще не исполнилось и 30 лет. До этого он работал преимущественно с библейскими сюжетами, но, увидев однажды бурлаков, обратился к реализму. Встреча, ставшая для Репина судьбоносной, состоялась в поселке Усть-Ижора под Петербургом: по местным набережным прогуливалась разодетая аристократия, с которой заметно контрастировали бурлаки, проживающие свои дни в тяжелом труде.

Полотно увидело свет в 1873 году; и одна его деталь до сих пор не дает покоя искусствоведам — это перевернутый триколор. Неправильно закрепленный флаг на тот момент торгового флота России развевается над баржей, которую тянут к берегу бурлаки. Эксперты выдвигают несколько версий: бытует мнение, что подобное изображение флага — банальная ошибка самого Репина, в которой не стоит искать скрытый смысл.

РЕКЛАМА - ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

Однако художник известен своей внимательностью к деталям, поэтому второе объяснение встречается не реже: у моряков перевернутый флаг считался символом бедствия, и Репин намеренно перевернул триколор на картине, так указав на тяжелую жизнь бурлаков.

«Балаганы», Борис Кустодиев, 1917 год

Фото: сайт «Кустодиев Борис Михайлович. Сайт о жизни и творчестве художника», https://clck.ru/35aoHC
Фото: сайт «Кустодиев Борис Михайлович. Сайт о жизни и творчестве художника», https://clck.ru/35aoHC

Борис Кустодиев прославился как портретист, но по-настоящему раскрылся в пестрых изображениях русского быта. «Настоящий Кустодиев — это русская ярмарка, варварская “драка красок”, русский посад и русское село с их гармониками, пряниками», — писал художник и критик Александр Бенуа.

Один из примеров кустодиевского стиля — картина «Балаганы», на которой изображены масленичные гуляния. Праздник изображен с присущим ему размахом: с огромным чучелом уходящей зимы, торговыми рядами и толпой гуляющих возле сцены, над которой развеваются бело-сине-красные флаги.

РЕКЛАМА - ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

Картина написана в 1917 году. В эпоху революции и перемен, на пороге которых оказалась Россия, Масленицу не отмечали, поэтому «Балаганы» — это ностальгия художника по прошлой жизни. Через пять лет был образован Советский Союз, и Кустодиев продолжил работу в новом государстве, в своих картинах постоянно возвращаясь к утерянному быту дореволюционной России.

«Тройка», Олег Кулик, 1999 год

Фото: аукционный дом «Литфонд», https://clck.ru/35anxB
Фото: аукционный дом «Литфонд», https://clck.ru/35anxB

Заметный представитель школы московского акционизма Олег Кулик посвятил России проект под емким названием «Русское», которое здесь представлено набором национальных символов. На картинах — златоглавый храм Христа Спасителя, красная звезда, венчающая Спасскую башню, интерьеры деревенского дома с русской печью и портретом Льва Толстого на стене.

Полотна выполнены в черно-белой гамме, но посреди сияет позолота иконостасов и куполов, появляются внезапные вспышки белого, синего и красного цветов. Триколор в «Русском» фигурирует на пейзаже «Тройка», где женщины, одетые в платья в цвет национального флага, верхом на конях скачут по заснеженному лесу.

«Социальный мост», Даниил Кудряшов

Фото: личный архив художника Даниила Кудряшова
Фото: личный архив художника Даниила Кудряшова

Если Олег Кулик в своем творчестве обыгрывает классические российские символы, то молодой живописец Даниил Кудряшов работает с мемами, порожденными коллективным бессознательным рунета. Его работы — микс узнаваемых архетипов и знаков, близких каждому, кто рос в постсоветской России: панельки и бетонный забор ПО-2, черные костюмы adidas в белую полоску, сотрудники полиции и домашние эзотерики.

Все они, по замыслу Даниила, объединены общей целью — поиском «русской мечты». На картине «Социальный мост» связующим звеном выступает береза, которая объединяет людей из, казалось бы, разных вселенных: сидящих на окрашенной в белый, синий и красный цвета скамейке гопника и бизнесмена. «По сути, все мы сидим на одной лавочке цвета триколора, и между нам протянуты мосты, — рассуждал о своей картине Кудряшов. — В этой работе я исследую способность россиян из разных локаций и слоев общества понимать друг друга».

Автор статьи