pattern
logo
pattern
ю вонт э скэндал нау?
ю вонт э скэндал нау?
ю вонт э скэндал нау?
ю вонт э скэндал нау?
ю вонт э скэндал нау?
ю вонт э скэндал нау?
ю вонт э скэндал нау?
ю вонт э скэндал нау?
ю вонт э скэндал нау?
ю вонт э скэндал нау?
ю вонт э скэндал нау?
ю вонт э скэндал нау?
ю вонт э скэндал нау?
ю вонт э скэндал нау?
ю вонт э скэндал нау?
ю вонт э скэндал нау?
ю вонт э скэндал нау?
ю вонт э скэндал нау?
ю вонт э скэндал нау?
ю вонт э скэндал нау?
menulogo
ю вонт э скэндал нау?
ю вонт э скэндал нау?
ю вонт э скэндал нау?
ю вонт э скэндал нау?
ю вонт э скэндал нау?
ю вонт э скэндал нау?
ю вонт э скэндал нау?
ю вонт э скэндал нау?
ю вонт э скэндал нау?
ю вонт э скэндал нау?
ю вонт э скэндал нау?
ю вонт э скэндал нау?
ю вонт э скэндал нау?
ю вонт э скэндал нау?
ю вонт э скэндал нау?
ю вонт э скэндал нау?
ю вонт э скэндал нау?
ю вонт э скэндал нау?
ю вонт э скэндал нау?
ю вонт э скэндал нау?
Super

Грех, любовь и колдовство: как влюблялись, женились и разводились на Руси

Коллаж Super
Коллаж Super

Кажется, разница между селянами Х века и нами сегодняшними не так велика. Люди все еще мечтают о любви, полагаются на судьбу, отдаются страсти, женятся и создают семьи... И тогда, и сейчас интимные отношения — важная часть жизни человека. Надежда Адамович и Наталья Серегина, этнографы и авторы книги «Интимная Русь», решили исследовать романтическую и сексуальную жизнь предков. Что мы унаследовали? А от чего отказались?

РЕКЛАМА - ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

Древнерусский пикап

Мужчины на Руси точно умели завоевывать сердца женщин. Правда, делали это, мягко скажем, своеобразно. Для начала нужно было определиться с местом: «Во церкви стоя, взирал на жены, и на девицы, и на лепыя отрокы, в мыслях блудя». Далее включалось обаяние: «Следовало “помигать”, то есть подмигнуть, а затем… отдавить желаемой ногу». «С похотию», разумеется. Когда дело доходило до поцелуя, то в ход шел самый сексуальный — «татарский». Хотя сейчас его называют «французским». Судя по всему, целовались наши предки до умопомрачения: «с похотию до истицания» и «до семени с мужем, испустивши семена на землю».

Что касается секса: он на Руси, очевидно, был. Но вот языческие и христианские традиции и в этом вопросе вносят разногласия. Для XI–XIII веков сохранялись и привычная славянам интимная свобода, и религиозный запрет, трактующий сексуальные отношения как грех. Историк Наталья Пушкарева подсчитала, что русский человек, порядочный христианин, имел бы не больше пяти сексуальных контактов в месяц. Да, и вступать в связь дважды за ночь тоже запрещалось.

К. А. Трутовский. «Свадебный выкуп» (1881)
К. А. Трутовский. «Свадебный выкуп» (1881)

Признания в любви

Признаваться в любви нашим предкам было тяжело. И дело вовсе не в их характере или обычаях. Само слово «любовь» имело совсем не привычное для нас значение. Впервые его употребляют в договоре князя Игоря с Византией в 944 году: «И отсюда узнают в иных странах, какую любовь имеют между собой греки и русские».

Ничего личного — только дружба и согласие. Объяснение этому явлению есть: в старославянском и древнерусском языках слово «любовь» использовалось в религиозном контексте. Например, «возлюби Господа Бога твоего всем сердцем». Возвышенное чувство без единого намека на плотскую любовь: сострадание, милосердие, дружба и согласие — целый синтез понятий.

Зафиксировать это помогла литература. В «Повести временных лет» «любовь» встречается 47 раз и только в одном случае обозначает отношения между мужчиной и женщиной. Пройдет еще шесть столетий, прежде чем появится первое отечественное литературное произведение о взаимоотношениях мужчины и женщины — «Повесть о Петре и Февронии». Хотя с Ромео и Джульеттой их по-прежнему мало что связывает.

РЕКЛАМА - ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ
Михаил Нестеров. «За приворотным зельем» (1886)
Михаил Нестеров. «За приворотным зельем» (1886)

Традиции сватовства

Брак на Руси заключался всегда по воле родителей. Интересно, что жених и невеста даже не знали друг друга до самого бракосочетания. В документах XVII века упоминается, что жениху запрещается видеть невесту «во все время, пока продолжается сватовство».

Смотрины для жениха проводились только в случаях особой настойчивости. Но здесь мог быть подвох. К венцу невеста всегда шла с закрытым лицом. А потому на смотринах могли показать другую дочь, более симпатичную и видную. Практика подмены сохранялась вплоть до начала ХХ века!

Всем процессом сватовства руководила либо мать жениха, либо его пожилая родственница. Входя на крыльцо, женщина ставила правую ногу на первую ступень и притом говорила: «Как нога моя стоит твердо и крепко, так слово мое будет твердо и лепко, тверже камня, лепче клею и серы сосновой, острее булатнаго ножа; что задумаю, да исполнится».

Отправлявшиеся сватать должны были позаботиться о том, чтобы сватовство прошло гладко и успешно. Чтобы уберечь будущую семью от колдунов, в дом невесты положено было заходить не с улицы, а с задворок. Весь процесс сопровождался молитвами. Наравне с религиозными обрядами произносили и заговоры, перевязывая ножки стола поясом: «Не я вяжу — Божья Мать вяжет, ангели с архангели узелки подвязывають».

Николай Петров. «Смотрины невесты» (1861)
Николай Петров. «Смотрины невесты» (1861)

«Семью одевали в рубахи и укладывали на ложе»

Свадебный обряд — это не просто праздник. Весь процесс знаменовал совершенно новый этап жизни — обретение статуса семейного человека, имеющего право на интимную жизнь. Этнографы отмечают, что структура обряда сформировалась еще в домонгольском периоде и переплетала в себе и христианские, и языческие элементы. Многие из них, к сожалению, не сохранились до наших дней, но исследователи находят удивительные факты.

РЕКЛАМА - ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

Так, чешский археолог и этнограф Любор Нидерле восстанавливает начало русской свадьбы. Праздник начинался с заручин, или обручения. Молодожены дарили друг другу подарки: обязательно вручали яблоко и курицу. Невесту, облаченную в особое свадебное одеяние — называлось оно «наметька», — провожали до дома жениха, где ее встречали медом и хлебом, обсыпали зерном, маком, горохом. Далее троекратное шествие вокруг очага и «привал» на звериной шкуре.

Каравай, который в наше время достается жениху и невесте, делили между гостями. А еще невесте торжественно расплетали косы, cостригали ее волосы и покрывали голову чепцом. После новую семью одевали в рубахи и укладывали на ложе. А гости продолжали веселье.

Константин Маковский. «Боярский свадебный пир» (1883)
Константин Маковский. «Боярский свадебный пир» (1883)

Многоженство и гаремы по-русски

Многоженство для славян было не просто приемлемым, а даже весьма распространенным. В заметках путешественника Ибрагима ибн Якуба упоминаются славянские гаремы, в которых держат более 20 женщин. Хотя и этого русам было мало. Предки-язычники укрепили практику наложничества.

Но не спешите сравнивать древнерусские гаремы с владениями султана Сулеймана. Русские жены никогда не жили под одной крышей, не спешили к мужу по первому зову. Такое было только у князя Владимира.

«В целом же на Руси были не гаремы, а, скорее, параллельные семьи; мужчины заводили их открыто и не стесняясь. Женатый мужчина мог сделать своей наложницей любую девушку из дворни, которая после этого получала вполне официальный статус, хотя, конечно, и более низкий, чем супружеский», — комментируют исследователи.

РЕКЛАМА - ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ
Алексей Корзухин. «Девичник» (1889)
Алексей Корзухин. «Девичник» (1889)

Гендер-пати на Руси

Современные родители, прибегая к технологиям УЗИ, испытывают трепет и приятное волнение от ожидания: кто же у них будет? А вот наши предки считали, что они сами вправе решать, кому появиться на свет. Они даже придумали целый ряд способов повлиять на пол ребенка.

Наши «прапра» верили в то, что в каждом человеке — два начала. Правая часть тела — мужское начало, левая — женское. «При “производстве” мальчика мужчине следовало начинать супружеский акт с правого бока, а если нужна была девочка — с левого», — приводят интересный факт этнографы.

Во Владимирской губернии полагали: чтобы «произвести потомство мужского пола, муж должен ложиться спать по правую руку жены»; а в Вологодской — что для рождения мальчика женщине надо после близости полежать какое-то время на правом боку.

Если хотели девочку, можно было воспользоваться одним из следующих советов: мужу после интима перекатиться через жену или, как в Новгородской области, просто не отворачиваться друг от друга. А вот украинцы считали, что, чтобы получился мальчик, секс должен стать неожиданностью для женщины.

Аким Карнеев. «Крестины» (1857)
Аким Карнеев. «Крестины» (1857)

Как подать на развод в Древней Руси

А можно ли было развестись в дохристианской Руси? Историки выдвигают противоположные точки зрения. С одной стороны, для язычников развод — пустяк. Подтверждение нашлось в «Повести временных лет»: «Муж и жена шли к проточной воде и становились каждый на противоположном берегу речки или ручья и, взявшись за концы толстую холсту, тянули ее до тех пор, пока не разрывали, после того расходились куда им угодно и делались свободными».

Другие же утверждают, что развод был в принципе невозможен. С христианством на Русь пришло и христианское отношение к разводу, а именно абсолютный запрет на него. Развод, или «распуст», регулировали византийские кодексы, правда, наши предки их адаптировали под себя, сильно сократив список причин для расторжения брака.

Надежда Адамович, Наталья Серегина, «Интимная Русь»
Надежда Адамович, Наталья Серегина, «Интимная Русь»