logo
close
menu
logomenu
ГлавнаяРубрикиЭксклюзив
Super

Истерика Ди Каприо или приговор человечеству: почему «Не смотри наверх» — лучший фильм года, хоть и очень бесит

Netflix
Netflix

Новую картину Адама Маккея «Не смотри наверх» ждали, заранее готовя лавры шедевра и живой классики — первые тизеры и кадры грядущей премьеры встречали горами лайков и репостов, а рейтинг ожидания застыл на исчерпывающей отметке 100%. Долгожданная премьера удивила многих: оценки рухнули на не просто на средний, а почти провальный уровень, а рецензии уничтожали новинку за клоунаду, бессмысленность и ужасных персонажей. При этом, рейтинги независимых критиков все еще высокие — около 7,6 из 10. Разбирались в феномене самой странной премьеры года «Не смотри наверх» и нашли много интересного.

Во-первых, кто вообще такой Адам Маккей? Автор SNL (это такое хайповое шоу вроде Вечернего Урганта), автор похабных, пошлых и не всегда смешных комедий со своим другом — Уиллом Ферреллом. И пару лет назад Маккей, подобно своему коллеге Тоду Филипсу («Джокер»), решил вдруг снимать взрослое и серьезное кино. Так появился фильм «Игра на понижение», который стал хитом и внезапно сделал Адама постановщиком с большой буквы. Новая репутация помогла Маккею попасть в списки с приставкой «топ» и завести полезные знакомства. Так он получил наконец возможность, о которой давно мечтал — делать то, что вздумается. И этот режиссёрский карт-бланш пришёлся как раз кстати — на стол Маккею лёг совершенно сумасшедший и по-настоящему жёсткий сценарий с издевательствами примерно над всем вообще. Сценарий за авторством журналиста Дэвида Сироты.

Netflix
Netflix

Следующее имя, которое стоит запомнить — Дэвид Сирота. Политический обозреватель Guardian, жесткий критик Белого дома (в особенности его военных кампаний) и, конечно, ярый ненавистник всяких выборов и тех, кто в них участвует. Правда, пару лет назад Дэвид все же поступился принципом держаться подальше от выборов: стал спичрайтером и редактором выступлений Берни Сандерса — кандидата в президенты США на недавних выборах. Это тот самый смешной дедуля, который стал мемом, придя на инаугурацию Джо Байдена в варежках и пуховике. Очевидно, что именно из неиссякаемых недр Сироты родились самые жесткие и порой даже неуместные шутки в адрес мадам президента в исполнении Мэрил Стрип и ее сынка — главы администрации (Джона Хилл). В их образах узнаются сразу все последние охотники за ключами в Белый дом. Сама президентша сочетает в себе черты Хиллари Клинтон и супруги Трампа Меланьи, а ее правая рука — самого Трампа и в целом всю политическую элиту (есть даже отсылка на скандальную фразу Трампа о своей дочери Иванке, в которой многие усмотрели инцест).

Netflix
Netflix

Многим не понравилось, что в «Не смотри наверх» все как-то скомкано и не очень стройно. Да, такой грешок за фильмом есть, но и он объясняется легко — над сценарием в итоге работали около 5 человек, одним из которых был сам Леонардо Ди Каприо. Неизвестно, как сильно он повлиял на сюжет и количество важных смыслов — скрытых или не очень, но свою роль он переписал почти полностью — в этом признаются все причастные. Например, эмоциональный момент крика души (буквального крика) его персонажа в эфире очередного телешоу он не просто шикарно сыграл, но по сути прожил сам. Известно, что Лео — ярый защитник экологии и окружающий среды и всегда недолюбливал политиков с их пластиковым квази-миром, оторванным от реальной жизни. Так вот, «Не смотри наверх» — его настоящая отдушина, в которой он выразил всю накопившуюся злость, отвращение и отчаяние от того, как государство обращается с действительно важными темами (спойлер: тупо их игнорит, а порой и вообще доит себе в угоду). В итоге сатирическая комедия про апокалипсис превратилась сначала в жесткий стеб политического эстеблишмента, а затем и в настоящую драму сквозь печальный смех. И вот эта аритмия, ощущение того, что ты не понимаешь, как реагировать на происходящее — отнюдь не косяк сценаристов и режиссера. Это главная заслуга фильма.

Netflix
Netflix

Когда-то давно великий Стэнли Кубрик прямо в разгар холодной войны выпустил свой монументальный фильм «Доктор Стрейнджлав или как я перестал бояться и полюбил атомную бомбу». В нем режиссер как следует прошелся по американской военщине, показав дядек из Белого дома сплошь сапогами в погонах и самодурами. Адам Маккей пошёл даже глубже и выкатил сатиру на всю систему разом — от кассира в Старбаксе до главы государства. Конечно, с таким масштабом справиться не так просто, но, как говорится, режиссер снимает как может. Здесь кроется как раз слабая сторона фильма: если бы Маккей решился на формат сериала, так любимый Нетфликсом, возможно, критика не была бы так строга. А вот что авторам простить не могли, так это камни в огород новой этики. Прямо скажем, в фильме не так уж много отсылок и уколов к BLM, харассменту и прочему, но все же они есть. И этого хватило, чтобы кто-то с промытыми соцсетями мозгами поставил свой дизлайк. Например, президент Орлин не помнит имя своего подчиненного, но зато уточняет, что он афроамериканский ученый. А вот социальной разобщенности, которой пылают нынешние Штаты, досталось больше масла в огонь. Тут вам и придурковатые реднеки (намек на электорат Трампа) и городские сумасшедшие и средний класс, помешанный на звездах, сплетнях и грязи. И тут, пожалуй, режиссер меньше всего утрирует: со стороны всякие митинги q-анон именно так и выглядят.

Netflix
Netflix

Взявшись за все актуальные темы — соцсети, шоу-бизнес, политика, корпоративный ад и прочее — режиссер не смог до конца управиться с собственными амбициями, упустив так необходимую современному зрителю динамику. Конечно, этот фильм вовсе не скучный и нудный — как пишут многие зрители. Просто он обо всем сразу. И такой спутанный клубок сюжетных ниток развязать не так уж просто. Например, многие вообще не поняли историю технократа и владельца империи Bash. А ведь тут кроется еще один шикарный собирательный образ, который многим не удалось уловить в потоке шуток Джонны Хилла и переживания Лео Ди Каприо. Сэр Ишервел — это нечто среднее между Илоном Маском, Стивом Джобсом, Марком Цукербергом и Джеффом Безосом. И он безусловно главное зло фильма. Если президентша, ее сынок и вся «королевская рать» просто невероятно тупы и оторваны от народа, то владелец своей гаджет-империи с амбициями покорителя космоса — алчен от первого до последнего пикселя. Он управляет решениями правительства, шантажирует, срывает спасительную миссию НАСА, а затем улетает с планеты в ранге нового правителя человечества. И в этом персонаже видна вся ненависть создателей фильма в адрес медиа, как ветви власти над человеческим сознанием. Ведь политиканы и вояки не хотят никого спасать и менять мир, потому что не могут. А условный Ишервел может, но не хочет.

Netflix
Netflix

Отдельно хочется сказать спасибо за участие в проекте Тимати Шаламе, Ариане Гранде и рэперу Kid Cudi. Их роли в этом проекте — вовсе не хайп на громкой теме. И уж точно не попытка заработать какую-то новую славу (в итоге-то оценки так себе). Хочется верить, что все эти молодые люди, что называется, выкупили глубокую мысль, которую хотел донести до нас Адам Маккей, Дэвид Сирота и в особенности Леонардо Ди Каприо. В итоге их творческий тандем не просто родил очередную злободневную комедию, да еще на суперудобную в разгар пандемии тему конца света, а оставили весьма глубокую зарубку на этом поколении американцев. И кто точно может быть горд, так это Лео. Он наконец смог достучаться до масс со своей идеей, пусть и в несколько эпатажной и вычурной манере. Но сегодня иначе никак — либо ты орешь и тебя считают психопатом, либо шепчешь и тебя не слышат вовсе.