Масон и оккультист или гений и проповедник: кем на самом деле был Джон Рональд Толкин

Со дня рождения великого писателя, автора «Властелина колец» и настоящего гения лингвистики Джона Р.Р. Толкина прошло 130 лет, а вокруг его персоны до сих пор множество слухов, недомолвок и мифов. Кажется, папа хоббитов и настоящий властелин колец сам со временем стал легендой. Давайте вспомним самые интересные и неожиданные теории о Толкине и разберем, какие из них правда, а какие больше похожи на сплетни.

Детство Джона прошло в Африке — там работал до последних дней отец семейства Артур, который ушёл из жизни слишком рано. Мать будущего великого писателя Мейбл тянула всю семью на себе, чудом перетащив оставшихся Толкинов в Англию, где дети получили образование. Она, по сути, дала Джону шанс стать тем, кто он есть сейчас, — классиком английской и мировой литературы. До самых последних дней жизни Толкин боготворил свою маму, называя ее мученицей и отмечая, что все хорошее и светлое в характере он унаследовал из ее уроков. Перед смертью Мейбл оформила опекуном своих детей эксцентричного священника из общества ораторианцев Фрэнсиса Моргана, что также предопределило судьбу мальчика, который стал главой семьи в 16. Известно, что многие члены общества (изначально оно было основано под лоном папского католичества) были еретиками и сектантами. Например, в обществе состоял писатель Монтескье — видный масон. Такие же слухи ходили и про Моргана. Впрочем, никаких доказательств, что пастор состоял в каких-либо орденах или ложах, нет. Зато есть свидетельства самого Толкина, который остался безумно благодарен опекуну за безграничный доступ к библиотеке и уроки латыни.

Попав в оксфордский колледж Эксетер, Джон успевал не только заниматься наукой и делать первые наброски своих будущих культовых произведений, но и участвовать в общественной жизни. Университеты Англии тогда кишели масонами, оккультистами и приверженцами всяких доктрин, так что Толкин, который и раньше проявлял живой интерес ко всему таинственному и загадочному, стал членом клуба «Аполаустики» — с масонским гербом и соответствующим журналом «Изида» (который позже издавался и в России). В 1911 году это была молодая ячейка любителей литературы и филологии, но позже она станет целой масонской сетью, окутавшей практически все крупные университеты мира. Сам Толкин, впрочем, не был так уж активно вовлечен в жизнь кружка. В нем его интересовала в первую очередь доктрина праздности — культ ничегонеделания, который разделяли все члены «Аполаустики». Поняв в какой-то момент, к чему идет дело, Джон отстранился от заседаний клуба, оставшись верным своей католической вере. Позже Толкин основал свое общество по принципу ложи — «Инклинги». Вместе с лучшим другом Клайвом Льюисом Джон и другие члены обсуждали литературу, словесность и, конечно, религию. В клуб входили многие видные масоны.

Многие, кто не слишком близко общался с Толкином, утверждали, что тот — медиум, разговаривающий с духами или даже с Богом. Так люди объясняли странные языки, на которых говорил Джон (обычно это были древненорвежский, валлийский и финский). Более того, писатель еще в школьные годы увлекся придумыванием своих уникальных языков, которые прописывал в мельчайших подробностях, даже создавая вокруг них собственный фольклор — лучший способ тренировки и закрепления языка. Некоторые фанаты на полном серьезе считали Толкина пророком, а его «Сильмариллион» — новой Библией. Отчасти они были правы: в произведениях Джона на протяжении всей его карьеры было огромное количество отсылок на историю и религию, которые тесно переплетались. В том числе и переработанных цитат из Писания. Сам он никогда не комментировал слухи о своих сверхспособностях, но известно, что многие сюжеты и концепции приходили к нему во время сна, что кто-то и мог счесть за прозрения. Большую роль в отношениях Толкина к религии и Богу сыграло знакомство с Клайвом Льюисом — автором «Хроник Нарнии». Некоторые полагают, что именно Толкин внушил Льюису оккультные и почти сатанинские мотивы, которые проскальзывают в поздних произведениях автора. На деле же Клайв увлекся «темными» источниками гораздо раньше самого Толкина, а свой собственный кризис веры преодолел как раз с помощью верного друга.

Известно, что официально ни Толкин, ни Льюис никогда не состояли в масонских ложах, но оба были без ума от всего оккультного и загадочного — от розенкрейцерства до сатанизма. Откуда же в произведениях писателя столько темных и нетрадиционных воззрений? Спасибо окружению: в Англии тех лет было сложнее не встретить ни одного масона. В творчестве Толкина всегда было много отсылок — от Библии до Черчилля. Но кое-кто считает, что своим приятелем (и да, тоже масоном и эзотериком) Оуэном Барфилдом Джон вдохновлялся больше, чем следовало. Мол, многие его мысли Толкин не просто развивал в собственные авторские отступления, но и часто выдавал за свои. Разрушается предположение о плагиате перепиской самих авторов от 60-х годов, из которой следует, что Барфилд знал о всех заимствованиях. Интересно, что между членами клуба Толкина и Льюиса нередко возникали и споры, и даже локальные войны. Например, после жесткой критики Толкином легенд о короле Артуре и трудов давнего знакомого по «Инклингам», члена масонской ложи «Золотой зари» Чарльза Уильямса в литературных кругах заговорили о психическом расстройстве писателя. Неизвестно, насколько крепким был его рассудок, но слухи о помешательстве исчезли со смертью Уильямса.

Великий литератор, пытливый исследователь и создатель целой своей вселенной, Джон Толкин оставил после себя не только огромный след в истории, но и множество загадок. Возможно, он был самым могущественным масоном или вообще живым пророком, а может, просто так развлекался, наводя вокруг себя туман таинственности и переводя в мистические плоскости обыкновенную филологию и прочую рутину. Так или иначе, именно Толкин стал первым и последним живущим на земле человеком, которому удалось в одиночку создать несколько живых и даже развивающихся благодаря его фанатам языков. Языков, на которых говорят его легенды и мифы.