«И пришел паук»: как Человек-паук из «дружелюбного соседа» стал новым Тони Старком и главной надеждой Marvel

История Человека-паука — самого простого и милого персонажа вселенной Marvel — всегда воспринималась массовым зрителем как сугубо тинейджерская история, чтобы молодежи тоже было с кем из супергероев себя ассоциировать. Однако с выходом фильма «Нет пути домой», кажется, восприятие Питера Паркера должно поменяться. Теперь он уже не нескладный ботаник, который очень хочет быть полезным и частенько влипает в неприятности. Теперь он — новый лидер.

Если вы увлекаетесь фильмами по комиксам, то наверняка в курсе, что экранизаций истории Человека-паука было аж три — с Тоби Магуайром, Эндрю Гарфилдом и, собственно, Томом Холландом. При этом нельзя сказать, что первые две пробы пера не увенчались успехом: просто в какой-то момент сюжет упирался в стену непонимания, что же делать дальше. В случае с новым Паучком на помощь пришли Мстители — он быстро вписался в эпическую франшизу, став одним из самых ярких персонажей (чего только стоят мемы про «Мистер Старк, мне что-то нехорошо»). Когда же «Мстители» завершились вместе с очередной фазой, многие ждали новых сольников с опаской: что там можно еще придумать, если супергеройская команда благополучно ушла на пенсию, а некоторые, как наставник Паркера Железный человек, и вовсе не пережили финальную часть. Спойлер: придумать получилось.

Давайте сразу раздадим все авансы и споем все дифирамбы: фильм «Человек-паук: нет пути домой» — лучший экшен года, лучший попкорн и лучший аттракцион. Более динамичного, захватывающего и задорного фильма в 2021-м вы не найдете. Более того, на фоне ковидного киношного голодания он заходит даже лучше других коллег по «Мстителям», которым тоже раздали очередные сольные картины или даже сериалы. Идея с тем, чтобы собрать в одном фильме практически всех топовых персонажей трех «инкарнаций» Паука, включая самих Магуайра и Гарфилда, — лучшее, что придумывали парни из Marvel за последний десяток фильмов. Правда, здесь же кроется и минус нового проекта — огромное количество сливов и утечек. Если предположить, что все это часть спланированной пиар-истории, тогда все круто. Но если Кевин Файги просто не смог удержать инфу в тайне и откровенно обломал многим сюжетные твисты и вау-эффект, то вот над чем Marvel стоит поломать голову — как прекратить постоянные инсайды со съемок.

Что касается сюжета, то спойлерить не будем, лишь скажем, что сценарно и идеологически новый «Человек-паук» схож с первым «Железным человеком», в чем, конечно, тоже кроется некий сакральный смысл. Понятно, что истории гения, миллиардера, плейбоя никак не ложатся на историю простого школьника, укушенного пауком. Но, глядя на взросление и эволюцию образа Питера Паркера, так и хочется сказать: «Тони был бы горд». Линия с тем, что теперь Паук — главный супергерой здесь и сейчас, тянется еще с прошлой части, но тут за счет масштаба и присутствия на фоне других знакомых персонажей становится главной темой. Сам Холланд задолго до премьеры говорил, что предстоящий фильм — самый тяжелый и грустный в этой трилогии. И да, это чистейшая правда, а не просто кликбейт. Конечно, тут достаточно «преколов» и курьезов, характерных для персонажа, но они меркнут и быстро забываются под тяжестью основных сюжетных событий. И в этом еще больше видится желание авторов сделать из Паука нового Железного человека — не по способностям, но по духу. А самое интересное, что на фоне такого нового крутого Питера Паркера смотрится лучше и Зендея, которая будто давно ждала возможности развития своего персонажа.

Если говорить о минусах картины (а о них в кои-то веки говорить не хочется), то да, конечно, это не шедевр кинематографа. Тут столько же ляпов и сюжетных дыр, сколько в тех же «Мстителях», не больше, но и не меньше. Другое дело, что в целом к ним уже привыкаешь, как к такому фирменному легкому разгильдяйству Marvel. И когда история и персонажи цепляют, как в этом случае, то и придираться не хочется. Единственное, что все-таки отметить стоит: будьте готовы к самой странной линии Бенедикта Камбербэтча в роли Доктора Стрэнджа. Если это ваш любимый персонаж, запаситесь терпением. Тупить он будет нещадно и совершенно необъяснимо. То ли от отсутствия мотивации (не то что в случае с Таносом и целым апокалипсисом!), то ли от недосмотра сценаристов, Стрэндж почему-то вдруг оказывается где-то далеко позади Человека-паука — как по своему влиянию на события, так и по логике действий. Понятно, что сюда его затащили только с одной целью — лишний раз засветить перед собственным сольным перформансом, который выйдет уже в 2022 году. Но все же порой от происходившего глаза закатывались сами собой.
В целом, можно сказать, что пока новая фаза Marvel вчистую уступает старичкам: «Вечные», «Шан-Чи» и прочие персонажи, которых пока еще сложно описывать без «Википедии», заявили о себе, но не оставили какого-то четкого впечатления. В отличие от той же Черной Вдовы Наташи Романофф, которая даже после смерти по сюжету «Финала» умудряется собирать аншлаги на сольнике. «Человек-паук: нет пути домой» установил эту планку еще выше — теперь он если и не новый Тони Старк, то как минимум главный супергерой из ныне живущих. Ждем продолжения?
