Как пандемия повлияла на музыкальный бизнес в России: кто сейчас зарабатывает, а кто теряет деньги?
Вот уже полтора месяца музыкальная индустрия терпит убытки от слетевших гастролей. Впереди в лучшем случае еще месяц без концертов. Коронакризис изменил расстановку сил не только в мировой экономике, но и не обошел стороной российский шоу-бизнес. Вчерашние участники звездных рейтингов Forbes, лишившись многозначных гонораров за выступления, остались практически без дохода. Гастроли приносили львиную долю прибыли практически всем музыкантам в России. Но это вовсе не значит, что не осталось счастливчиков, которые продолжают зарабатывать деньги в это непростое для всех время.
Кто терпит больше убытков из-за отмены гастролей
Доход любого музыканта состоит из концертной деятельности, участия в рекламных кампаниях, прибыли от публичных прослушиваний и стриминговых сервисов. На последних можно неплохо заработать, но только если артист регулярно выпускает хиты. О том, как и сколько российские знаменитости зарабатывают на стриминге, мы писали ранее. Несмотря на растущую прибыль от онлайн-прослушиваний, наша музыкальная индустрия все равно зависит от гастролей. Однако при этом есть и те, кто пострадал от отмены концертов даже больше, чем сами звезды.
⠀
Между зрителем, купившим билет, и артистом на сцене много звеньев: билетный агрегатор, площадка, организатор, продюсер, концертный директор и, наконец, артист. Основные траты ложатся на организаторов, которые арендуют площадку, платят артисту аванс, заказывают рекламу, обеспечивают технический и бытовой райдер. Нередко, чтобы пригласить большую звезду, организаторы берут займы и держат пальцы крестиком, пока не будет продан последний билет. Выходит, что в самой сложной ситуации оказались именно организаторы концертов, и единственным решением для них остается призвать людей не возвращать билеты и дождаться шоу. Вот что об этом говорит Игорь Ковалев — организатор туров Светланы Лободы, Стаса Михайлова, Сергея Лазарева и других артистов:
«Индустрия несет огромные потери, ведь артисты на свои гонорары содержат еще массу людей, у многих большие вложения в новые шоу, договоренности вперед на год. У Филиппа Киркорова отменился тур по Прибалтике. Сергей Лазарев вернулся из тура по России домой. Такая ситуация абсолютно у всех. Основная проблема — подобрать для концертов новые даты, здесь каждый выходит из ситуации как может. Мы стараемся убеждать людей, покупающих билеты, не паниковать — пандемия не продлится вечность. Не сдавайте билеты на любимых артистов — поверьте, все они найдут возможность выступить у вас», — Игорь Ковалев, организатор концертов.
Какие убытки терпят артисты:
Осенью, когда пандемия должна будет закончиться, шоу-бизнес вовсе не ждет стремительный рассвет. Уже сейчас индустрия озадачена, ведь запросов на переносы концертов много, а дат и площадок — нет. К тому же ожидается потеря спроса на билеты как по экономическим причинам, так и из-за банальной утраты интереса к артисту. Отсюда многочисленные трансляции и чрезмерная активность в соцсетях знаменитостей. С введением карантина пользователи Инстаграма стали публиковать на 57,4% больше постов, и артистов эта статистика тоже коснулась, но вы, наверное, и сами это заметили. Одна телеведущая даже сболтнула лишнего во время одного из таких хоум-эфиров, и теперь крупные компании отказываются сотрудничать с ней.
МАКС БРАНДТ
генеральный продюсер WildJam:
«К сожалению, теория о том, что в период карантина у всех растут показатели, ошибочна. Люди стали больше проводить времени дома, но тратят его на более долгосрочные дела, например просмотр фильмов и сериалов. А YouTube и Instagram — это то, что люди «чекали» в дороге, а сейчас активность там падает на 15–25%».
ЭМИН АГАЛАРОВ
певец, основатель Zhara Music:
«Наш лейбл показал, что в первую неделю этого ужасного кризиса люди больше слушали музыки в стриме, видимо, появилось такое желание и время. Сейчас мы видим небольшой спад, но в целом, я думаю, что как раз это направление — кино, музыка, аудиокниги — может быть более востребованным в этот период, когда люди сидят дома и им, в принципе, делать нечего».
Несмотря на то что эксперты сомневаются в чудесном влиянии режима самоизоляции на аудиторию в соцсетях, звездного selfmade-контента становится в лентах все больше, а его содержание — абсурднее. На это обратил внимание основатель популярного дуэта Artik & Asti:
«Не знаю, как изоляция повлияла на аудиторию, но я наблюдаю, как она действует на артистов. Они уже не знают, чем удивить и как привлечь внимание. Готовы на всё, в прямом смысле этого слова. Даже не знаю, плохо это или хорошо».
В одном большинство собеседников Super были солидарны: конец года для шоу-бизнеса будет непростым. Вот Эмин Агаларов отправил артистов своего лейбла «Жара» работать над новым материалом в студию. И это, пожалуй, лучший способ минимизировать потери от карантина. Потому что самая прибыльная инвестиция в этом бизнесе — успешный хит. К тому же кризис всегда провоцирует конкуренцию, и музыкальная индустрия не исключение. Так что впереди много новых релизов, «не факт, что качественных, но песен будет много», прогнозирует основатель Artik & Asti.
УЛЬЯНА БАНАНА (ПОЧЕКО)
директор дуэта HammAli & Navai:
«Осенью будет перенасыщение развлекательного рынка, в одном сезоне надо уместить полтора. При этом всех ждут недосборы, ведь у населения не будет лишних денег и желания тратиться как раньше. Все подрядчики (тех. райдер, аренда площадок, рекламные и транспортные компании) будут поднимать цены по понятным причинам. Все это приведет к борьбе за выживание на рынке организаторов. Тут уже не будет стоять вопрос заработка, в лучшем случае компаниям нужно будет выходить в ноль, придется проплачивать дважды рекламу, биться за аренды площадок, так как на каждую дату в регионах будет по пять запросов на перенос концерта. Уверена, что на плаву останутся только большие концертные компании с огромным опытом и бюджетами на покрытие убытков. Что касается самих артистов, много будет зависеть от их востребованности. Концерты начинающих, узкосегментных артистов или артистов с плохими сборами будут отменяться полностью либо переноситься на 2021 год с таким же гонораром, что, в общем-то, тоже невыгодно артисту сейчас».
Еще один источник прибыли, которого практически полностью лишились музыканты, — сборы за публичное использование. Это не самая большая статья дохода гастролирующих артистов, но для авторов совсем не маленькие деньги. Речь идет о выплатах за прослушивания в публичных местах, где уже полтора месяца как прекратила играть какая-либо музыка:
⠀
«Так как закрылись бары, рестораны, торговые площади и все публичные места, это отразится на сборах за публичное использование. Остались только радио и телевидение — два источника, от которых ещё пока продолжает поступать небольшая прибыль. Сейчас можно сказать, что себя пока неплохо чувствуют те артисты, у кого большой бэк-каталог и песни, занимающие топовые позиции на цифровых платформах», — рассказала Super Мария Опарина, глава Первого музыкального издательства (Zivert, Feduk, Monatik). В особой «группе риска», по ее мнению, оказались авторы-пенсионеры, которых обеспечивали эти отчисления:
⠀
«Многие авторы — пожилые люди. Они не относятся к трудящимся, поскольку не работают. Но если хоть одна копейка роялти им начислена по авторскому договору, у них аннулируются все надбавки», — объясняет Мария Опарина.
Кому сейчас жить хорошо?
Любови Успенской. Она нам так и сказала: «Кто-то, наверное, и страдает, я не страдаю. У меня все хорошо, я отдыхаю». Такой же карантин, как и у знаменитой шансонье, могут себе позволить в первую очередь музыканты со сбережениями и те, чьи песни популярны на стриминговых сервисах. Например, Александр Ревва признавался, что песня «Зацепила» принесла ему $250 тысяч, участники дуэта Hammali & Navai назвали ежемесячный доход от стриминга — пять млн рублей на каждого, а Иосиф Пригожин оценил прибыль от хита «Медуза» (Matrang) в $1 млн. Но все это было до коронакризиса.
⠀
Пока что агентство J’son & Partners Consulting не корректировало прошлогодний прогноз рынка стриминга в России — 10,9 млрд рублей ( 3,7 млрд — прибыль от рекламы, а 7,2 млрд — от платных подписок). Но в шоу-бизнесе уже готовятся к стагнации.
Artik
основатель группы Artik & Asti:
«Как будет вести себя стриминг — это сейчас большой вопрос для всех. Компании проводят анализ. Точных результатов пока нет, но есть мнение, что количество платных подписок снизится либо перестанет расти. Соответственно, это повлияет на доходы от стриминга».
Речь идет о цене за каждое прослушивание, сервис определяет ее по итогу квартала, разделяя часть дохода от подписок на общее количество прослушиваний. На YouTube похожий механизм монетизации от показов рекламы, на видеосервисе уже ощутили падение. Количество просмотров на хостинге, по данным Yoola, выросло на 27%, а показатель CPM (цена за тысячу показов) в долларах сократился на 26%. Кроме того, сократились запросы на рекламные интеграции, поэтому многие видеоблогеры вынуждены снижать цены на 20–50%, пишет Sosvat.
МАКС БРАНДТ
генеральный продюсер WildJam:
«Запросы на рекламу онлайн-сервисов повысились, остальное чуть упало. С рекламой более-менее соблюдается баланс. На Ютубе стало поменьше на 15–20% рекламы, зато в Инстаграме рекламы стало больше. Активизировались доставки и компании, которые можно прорекламировать в трансляциях».
Тем не менее суперхит даже в условиях прекращения роста платных подписок может обеспечить артисту беззаботное существование на время пандемии.
УЛЬЯНА БАНАНА (ПОЧЕКО)
директор дуэта HammAli & Navai:
«Если сейчас выпустить трек, сопровождающийся вирусным карантинным видео с балконов, как это было с клипом «Плачу на техно» (Cream Soda & Хлеб), то и без гастролей будет хорошо в период изоляции, это точно. Музыка в Интернете приносит сейчас совсем другие деньги и артистам действительно можно гораздо меньше ездить по гастролям, вопрос в том, какие у тебя амбиции и запросы».
Коронакризис все еще может принести пользу российской эстраде. И речь не о материальной прибыли, а о качестве контента. Перенасыщение осеннего сезона, падение доходов населения, рост активности артистов в соцсетях — все это должно повлиять на конкуренцию в шоу-бизнесе. А это в свою очередь стимулирует музыкантов к новым прорывам. Конкуренция развернется в двух плоскостях: за место в плейлисте самоизолированных россиян и за лайки в соцсетях. В ленту «пойдут» и платья-подушки, и ведра со льдом, и даже горящие знаменитости.
⠀
В лучшем сценарии развития ждем российских артистов в чарте Billboard, а в худшем — в разделе «Популярное» ТикТока.