Как корейская «Игра в кальмара» от Netflix стала культовой, а ее актеры — суперзвездами. Рецензия на самый популярный сериал года
Южнокорейское кино всегда было для европейского и тем более американского зрителя чем-то диковинным и экзотичным. «Олдбой», «Воспоминания об убийстве», теперь вот «Паразиты» — самые яркие примеры, которые из глубокого артхауса вывели корейское кино на уровень этакого элитарного кейпопа. Другое дело жанр «дорамы» — азиатского сериала, которые смотрели разве что истинные ценители местной современной культуры. Теперь же и у дорамы есть свой представитель в массовом сознании зрителя — «Игра в кальмара». Спасибо, Netflix!
Уникальность дорамы как жанра очень просто объяснить — особые культурные коды, которые южнокорейские режиссеры включают в свои творения не ради хайпа, а просто потому что это их родной стиль. Однако «Игра в кальмара» выделяется и на фоне других дорам, оказываясь продуктом уникальным и для «своих», и для «чужих». Сериал, который покорил топы стриминга, балансирует где-то на грани survival-хоррора (вспоминается и недавняя нетфликсовская «Платформа» и, прости господи, «Голодные игры») и киберпанковского сюра в стиле «Черного зеркала». Тут вам и стильные костюмы, и крутой цветокор, и цифровой ад, и, само собой, целая гора социальных подтекстов. Впрочем, этим западного зрителя уже не удивишь — «Паразиты» задали высокую планку. При всем этом лоске и пафосе, никуда не делись привычные для дорам штрихи — суперэмоциональные отыгрыши, порой немного нелепые моменты и огромное количество твистов. Как хороших, так и не очень.
Если говорить про сюжет, то сложно делать это без спойлеров, так что ограничимся лаконичным описанием: полнейший лузер с финансовыми проблемами и полной отрешенностью от жизни (этакий портрет поколения) готов на все, чтобы выбраться из кредитного ада, но попадает в еще больший, где на кону не кошелек, а жизнь. В «Игре» такое описание применимо к каждому второму персонажу, разве что с поправкой на социальные исходные данные — в абсолютной «демократии» оказываются и выпускник престижного ВУЗа, и уличный воришка, и даже обычные скучающие подростки, не нашедшие свое место в мире. Условия же игры, предложенной авторами, гораздо более жесткие, чем в фильме «Пила» — разбогатей или умри. И да, конечно же это сатира на рыночные отношения и американскую мечту. Но сделано все максимально нативно — так, что зритель в процессе не чувствует нравоучения. И это главный плюс «Игры в кальмара» — в отличие от тех же «Паразитов», которые по сути говорят про те же вещи, сериал в первую очередь развлекает и интригует, а уж потом хочет сказать тебе что-то важное.
При этом, каждый зритель может примерить на себя образ кого-то из «игроков». По сути это яркая картинка возможного будущего, до которого может опуститься каждый, если продаст свои принципы и человеческое обличье, пусть даже и за миллиарды. В этом еще один козырь создателей проекта. Если в не менее жестком и сильном фильме «13 испытаний» (к слову, необходим к просмотру всем, кому понравился сериал от Netflix) мы можем сказать: «ну, я бы не стал жрать дерьмо (да, буквально) за какие-то пару тысяч!», то тут, за счет разноцветности характеров и суммы приза, за который все эти колоритные люди борются, ты понимаешь: сделай несколько неверных шагов, можешь оказаться на их месте.
Может быть поэтому основные герои мгновенно стали кумирами зрителей. Само собой, больше всех хайпа обрушилось на главных действующих лиц «Игры в кальмара» — Ли Джон-Джэ и Чон Хо-Ен. Самые положительный, на сколько это возможно, участники игры на следующий же день после премьеры сериала на Netflix проснулись мировыми звездами. И если актер, сыгравший главного героя, и раньше был на виду, сыграв уже в нескольких крупных проектах, прокатившихся по миру, то прекрасная и магическая Кан Сэ-Бек влюбила в себя зрителя впервые. Известная до этого лишь в Азии модель теперь может похвастаться самым быстрорастущим аккаунтом в Инстаграме: за 10 дней на нее подписалось почти 9 миллионов человек.
К слову, еще одним «крашем» для фанатов «Игры в кальмара» стал самый обаятельный и загадочный персонаж первого сезона — игрок номер 001. Пожилой старичок, который с невероятной удалью и улыбкой проходит смертельноопасные испытания, тоже полюбился многим зрителям, которые теперь заваливают актера О Ен-Су вопросами и просьбами рассказать подробности, которые пока остались нераскрытыми.
«Игра в кальмара», конечно, не величайшее, что вы когда-либо видели, но это крайне смелый и очень качественный проект. Сериал рассчитан на экспорт, так что тут нет перебора с корейским внутряком, непонятным людям, живущим за пределами страны, плюс Netflix позаботился о качественной озвучке — для тех, кто не любит субтитры и южнокорейскую речь. Сериал может понравится практически всем — даже если вы впервые узнали о жанре дорамы из этого текста. И точно он придется по душе фанатам «Черного зеркала» и «Паразитов». В целом же очень любопытно будет наблюдать развитие дорам на Netflix — по слухам, сервис уже готов закупить несколько корейских проектов. Главное, чтобы киношный K-Pop не так быстро набил оскомину, как музыкальный — если чары экзотической Азии спадут, а за ними окажутся лишь очевидные социальные смыслы и сплошные отсылки друг на друга, место южнокорейских хитов в сердцах миллионов быстро займут другие. Когда-то так случилось с японским аниме или, например, индийскими мюзиклами. Пока же это свежо, дышите полной грудью.