Кто решает, вернется ли Zara в Россию? Рассказываем, как устроена компания Inditex, которой принадлежит бренд

Пока в Рунете то и дело появляются новости о возвращении любимых магазинов массмаркета, мы решили выяснить, как компания Inditex пришла к мировому успеху и когда ждать ее возвращения в Россию. Спойлер: наша страна входит в топ-5 по количеству магазинов сети, общий доход от них составляет внушительную часть прибыли испанского гиганта. Уверены, что Zara хочет распахнуть свои двери так же сильно, как этого желают покупатели.

Своим успехом компания обязана Амансио Ортеге — испанцу, который, собственно, и основал Zara. Первоначально магазин должен был называться Zorba в честь любимого персонажа Ортеги из фильма «Грек Зорба». Менять задумку пришлось после того, как бизнесмену не дали зарегистрировать название.
Сейчас 86-летний Амансио — богатейший человек в Испании и один из самых богатых в мире. А когда-то он, будучи мальчиком из бедной семьи, даже не смог окончить школу. В 13 лет Амансио бросил учебу и устроился посыльным в магазин рубашек. Через пару месяцев его пригласили на работу в галантерейный магазин La Maja, где на тот момент уже трудились его сестра, брат и будущая жена — Росалия Мера. Вместе с ней Амансио спустя 25 лет открыл первый магазин Zara.

С самого начала Ортега ставил в приоритет комфорт покупателей. При выборе ассортимента для своих магазинов он ориентировался на запросы клиентов, а не на собственную интуицию. Продавцы Амансио знали: нужно говорить с женщинами и узнавать их вкусы. Трендовые вещи, как будто из коллекций люксовых домов моды, но по доступным ценам, — еще одна бизнес-стратегия испанца, которая зародилась много лет назад. «Быстрая мода» была в его планах давно. Сейчас в компании работает больше 350 дизайнеров, которые каждые две недели готовят новую коллекцию. С такой огромной командой профессионалов Inditex может выдавать адаптированные под не шибко пухлый кошелек тренды хоть каждый день. Успешность бизнеса Ортеги подтверждает и тот факт, что его вещи выбирают даже члены королевских семей. Например, Кейт Миддлтон и жена короля Испании Летиция.


В 1980-е Zara покорила рынки других стран: Португалии, США, Франции, Греции, Бельгии, Швеции, Мальты и Кипра. В конце 1990-х компания вышла далеко за пределы Европы и начала освоение Израиля, Норвегии, Турции, Японии, Аргентины, Великобритании и даже Венесуэлы. В России же первые магазины Zara открылись лишь в 2003 году по франшизе. Рискнуть тогда решила финская группа Stockmann, которая уже хорошо знала российский рынок. А когда Ортега увидел, что его бизнес пользуется популярностью в РФ, просто выкупил созданную в Москве сеть и там же создал представительство.
В 1991 году компания решила открыть магазин Pull & Bear с одеждой простого кроя для повседневной жизни, а в 1995 году Ортега полностью выкупил бренд Massimo Dutti. В 1998-м бизнесмен основал сеть Bershka, а еще через год его компания приобрела магазины Stradivarius. Обе сети должны были ориентироваться на молодежную аудиторию и делать одежду дешевле, чем в Zara.

В начале 2000-х испанцам стало ясно: необходимо расширять сферу влияния и открывать не только магазины одежды. В 2001-м появился бренд нижнего белья Oysho, а в 2003-м — домашняя линия Zara Home. Через семь лет команда Ортеги сделала удачную попытку выйти на более премиальный рынок. Магазин Uterque с ценником выше, чем обычно у Inditex, успешно работал до 2022-го. В начале этого года по каким-то причинам компания приняла решение ликвидировать бренд. Уже тогда поклонницам Uterque пришлось думать об альтернативах. Представить, что скоро мы не увидим вообще весь Inditex, конечно, не мог никто.
Но вернемся к управлению компанией. Как мы уже писали выше, Ортега основал ее вместе с первой женой Росалией Мера. До замужества она работала моделью, поэтому тоже хорошо разбиралась в модном бизнесе и понимала, как правильно презентовать товар. Да и вообще, женский взгляд никогда не вредил модным брендам. Супруги развелись через 11 лет после открытия первого магазина Zara, но работали вместе еще 18 лет. В 2004 году, будучи самой богатой женщиной Испании, Росалия вышла из бизнеса, сосредоточив свое внимание и силы на благотворительности. В 2013-м она скоропостижно скончалась от инфаркта на отдыхе на острове Менорка.
Во втором браке Ортеги с Флорой Перес родилась дочь Марта, которая сейчас возглавляет компанию отца. В 2011 году Амансио практически отошел от дел (все-таки возраст), а осенью 2021-го передал бизнес младшей наследнице. До этого момента Марта долго работала в семейном бизнесе, всегда интересовалась модой и даже замуж вышла за модельного агента Карлоса Торретта. Он давно и успешно сотрудничает с Адрианой Лимой, Кендалл Дженнер и другими звездами. Короче говоря, проблем со свежими лицами для съемок у Inditex не будет. Судьба компании в надежных руках.

Главный вопрос, который сейчас волнует российских покупателей: когда же ждать открытия магазинов Inditex в РФ? Спешим вас разочаровать: ответа, кажется, не знают даже в самой компании. Из-за санкций магазины не могут просто взять и снова начать работать. И дело не только в политике. В страну нужно привозить вещи, а в условиях закрытия воздушного пространства делать это стало гораздо сложнее. Кроме того, из-за нестабильного курса рубля, а также новых экономических мер компания должна серьезно пересмотреть ценовую политику. Не зря в Сети появляются слухи о закрытии части магазинов Inditex. Сейчас их в стране 502.
Параллельный импорт, с которым связывают появление брендов компании на маркетплейсе Wildberries, — история тоже нестабильная. Ценник на привычные вещи растет на глазах, потому что затраты на закупку, доставку и логистику товаров увеличиваются в разы. Как это вообще работает? Если раньше фирма Inditex привозила свои товары в Россию сама, то теперь это делают посредники. Компания выкупает товар у Inditex, а потом перепродает его в нашей стране. Это подтвердили и в пресс-службе Wildberries. Пока маркетплейс сам закупает одежду и обувь.
Получается, что выхода у россиян четыре: покупать любимые бренды по завышенной цене на маркетплейсах, ждать возвращения этих брендов в страну, делать заказы у байеров (такие уже появились) или отправляться на шопинг в другие страны, в которых магазины сети работают. Ах да, есть еще пятый: вообще отказаться от модных вещей.