logo
menulogo
ГлавнаяРубрикиЭксклюзив
Super
Новости о звездах

Кто решает, вернется ли Zara в Россию? Рассказываем, как устроена компания Inditex, которой принадлежит бренд

Фото: Getty Images, Zara. Коллаж: Super
Фото: Getty Images, Zara. Коллаж: Super

Пока в Рунете то и дело появляются новости о возвращении любимых магазинов массмаркета, мы решили выяснить, как компания Inditex пришла к мировому успеху и когда ждать ее возвращения в Россию. Спойлер: наша страна входит в топ-5 по количеству магазинов сети, общий доход от них составляет внушительную часть прибыли испанского гиганта. Уверены, что Zara хочет распахнуть свои двери так же сильно, как этого желают покупатели.

Фото: malls.ru
Фото: malls.ru

Своим успехом компания обязана Амансио Ортеге — испанцу, который, собственно, и основал Zara. Первоначально магазин должен был называться Zorba в честь любимого персонажа Ортеги из фильма «Грек Зорба». Менять задумку пришлось после того, как бизнесмену не дали зарегистрировать название.

Сейчас 86-летний Амансио — богатейший человек в Испании и один из самых богатых в мире. А когда-то он, будучи мальчиком из бедной семьи, даже не смог окончить школу. В 13 лет Амансио бросил учебу и устроился посыльным в магазин рубашек. Через пару месяцев его пригласили на работу в галантерейный магазин La Maja, где на тот момент уже трудились его сестра, брат и будущая жена — Росалия Мера. Вместе с ней Амансио спустя 25 лет открыл первый магазин Zara.

Амансио и Марта Ортега. Фото: Getty Images
Амансио и Марта Ортега. Фото: Getty Images

С самого начала Ортега ставил в приоритет комфорт покупателей. При выборе ассортимента для своих магазинов он ориентировался на запросы клиентов, а не на собственную интуицию. Продавцы Амансио знали: нужно говорить с женщинами и узнавать их вкусы. Трендовые вещи, как будто из коллекций люксовых домов моды, но по доступным ценам, — еще одна бизнес-стратегия испанца, которая зародилась много лет назад. «Быстрая мода» была в его планах давно. Сейчас в компании работает больше 350 дизайнеров, которые каждые две недели готовят новую коллекцию. С такой огромной командой профессионалов Inditex может выдавать адаптированные под не шибко пухлый кошелек тренды хоть каждый день. Успешность бизнеса Ортеги подтверждает и тот факт, что его вещи выбирают даже члены королевских семей. Например, Кейт Миддлтон и жена короля Испании Летиция.

Кейт Миддлтон в жакете Zara. Фото: Instagram (запрещен в РФ) / @life.of.a.duchess
Кейт Миддлтон в жакете Zara. Фото: Instagram (запрещен в РФ) / @life.of.a.duchess
Королева Летиция в платье Zara. Фото: Instagram (запрещен в РФ) / @queenletizia
Королева Летиция в платье Zara. Фото: Instagram (запрещен в РФ) / @queenletizia

В 1980-е Zara покорила рынки других стран: Португалии, США, Франции, Греции, Бельгии, Швеции, Мальты и Кипра. В конце 1990-х компания вышла далеко за пределы Европы и начала освоение Израиля, Норвегии, Турции, Японии, Аргентины, Великобритании и даже Венесуэлы. В России же первые магазины Zara открылись лишь в 2003 году по франшизе. Рискнуть тогда решила финская группа Stockmann, которая уже хорошо знала российский рынок. А когда Ортега увидел, что его бизнес пользуется популярностью в РФ, просто выкупил созданную в Москве сеть и там же создал представительство.

В 1991 году компания решила открыть магазин Pull & Bear с одеждой простого кроя для повседневной жизни, а в 1995 году Ортега полностью выкупил бренд Massimo Dutti. В 1998-м бизнесмен основал сеть Bershka, а еще через год его компания приобрела магазины Stradivarius. Обе сети должны были ориентироваться на молодежную аудиторию и делать одежду дешевле, чем в Zara.

Амансио Ортега с женой Флорой. Фото: Getty Images
Амансио Ортега с женой Флорой. Фото: Getty Images

В начале 2000-х испанцам стало ясно: необходимо расширять сферу влияния и открывать не только магазины одежды. В 2001-м появился бренд нижнего белья Oysho, а в 2003-м — домашняя линия Zara Home. Через семь лет команда Ортеги сделала удачную попытку выйти на более премиальный рынок. Магазин Uterque с ценником выше, чем обычно у Inditex, успешно работал до 2022-го. В начале этого года по каким-то причинам компания приняла решение ликвидировать бренд. Уже тогда поклонницам Uterque пришлось думать об альтернативах. Представить, что скоро мы не увидим вообще весь Inditex, конечно, не мог никто.

Но вернемся к управлению компанией. Как мы уже писали выше, Ортега основал ее вместе с первой женой Росалией Мера. До замужества она работала моделью, поэтому тоже хорошо разбиралась в модном бизнесе и понимала, как правильно презентовать товар. Да и вообще, женский взгляд никогда не вредил модным брендам. Супруги развелись через 11 лет после открытия первого магазина Zara, но работали вместе еще 18 лет. В 2004 году, будучи самой богатой женщиной Испании, Росалия вышла из бизнеса, сосредоточив свое внимание и силы на благотворительности. В 2013-м она скоропостижно скончалась от инфаркта на отдыхе на острове Менорка.

Во втором браке Ортеги с Флорой Перес родилась дочь Марта, которая сейчас возглавляет компанию отца. В 2011 году Амансио практически отошел от дел (все-таки возраст), а осенью 2021-го передал бизнес младшей наследнице. До этого момента Марта долго работала в семейном бизнесе, всегда интересовалась модой и даже замуж вышла за модельного агента Карлоса Торретта. Он давно и успешно сотрудничает с Адрианой Лимой, Кендалл Дженнер и другими звездами. Короче говоря, проблем со свежими лицами для съемок у Inditex не будет. Судьба компании в надежных руках.

Марта Ортега. Фото: Getty Images
Марта Ортега. Фото: Getty Images

Главный вопрос, который сейчас волнует российских покупателей: когда же ждать открытия магазинов Inditex в РФ? Спешим вас разочаровать: ответа, кажется, не знают даже в самой компании. Из-за санкций магазины не могут просто взять и снова начать работать. И дело не только в политике. В страну нужно привозить вещи, а в условиях закрытия воздушного пространства делать это стало гораздо сложнее. Кроме того, из-за нестабильного курса рубля, а также новых экономических мер компания должна серьезно пересмотреть ценовую политику. Не зря в Сети появляются слухи о закрытии части магазинов Inditex. Сейчас их в стране 502.

Параллельный импорт, с которым связывают появление брендов компании на маркетплейсе Wildberries, — история тоже нестабильная. Ценник на привычные вещи растет на глазах, потому что затраты на закупку, доставку и логистику товаров увеличиваются в разы. Как это вообще работает? Если раньше фирма Inditex привозила свои товары в Россию сама, то теперь это делают посредники. Компания выкупает товар у Inditex, а потом перепродает его в нашей стране. Это подтвердили и в пресс-службе Wildberries. Пока маркетплейс сам закупает одежду и обувь.

Получается, что выхода у россиян четыре: покупать любимые бренды по завышенной цене на маркетплейсах, ждать возвращения этих брендов в страну, делать заказы у байеров (такие уже появились) или отправляться на шопинг в другие страны, в которых магазины сети работают. Ах да, есть еще пятый: вообще отказаться от модных вещей.