logo
menulogo
Super

Страх, насилие и сатанизм: стоит ли смотреть новую документалку «Ночной странник» от Netflix

Фото: AP Photo
Фото: AP Photo

В середине января на Netflix вышел новый документальный сериал «Ночной странник: Охота на серийного убийцу». Это история расследования дела Ричарда Рамиреса — человека (хотя многие в этом сомневались), который держал в страхе Западное побережье США и вселял чувство, что, кем бы вы ни были, любой может стать жертвой и очередным именем в утренней сводке новостей.

РЕКЛАМА - ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

Кто такой Ричард Рамирес

В 1984 году жителям Лос-Анджелеса, а позже и Сан-Франциско, стало невыносимо спать под крышами собственных домов. Им казалось, что в одну из тихих спокойных ночей ноги убийцы, держащего в страхе город, приведут его именно к их порогу. На то были основания: жертвам сатаниста Ричарда Рамиреса было от шести до 82 лет, это были люди любого пола, расы и уровня жизни. Кого-то он насиловал, кого-то убивал на месте, кого-то отпускал. Он не боялся оставлять следы и даже свидетелей, рисовал пентаграммы на убитых и чувствовал себя так уверенно, что завтракал едой из их холодильника. Эта смертельная рулетка держала Золотой штат в страхе больше года, а Ночной сталкер, как, к удовольствию Ричарда, его прозвали в СМИ, продолжал утолять свою жажду крови.

В отличие от Теда Банди, который заявлял: «В моем детстве не было ничего, что могло сделать из меня убийцу», у Ричарда было чем поделиться. Так, в качестве воспитательной меры родители на ночь привязывали его к кресту на ближайшем кладбище. Его брат, морально искалеченный ветеран Вьетнама, в присутствии 11-летнего Рамиреса убил жену, выстрелив ей в лицо и забрызгав невольного свидетеля ее кровью. Если у парня и был шанс стать нормальным человеком, пользоваться им он не стал и уже в 24 года нашел свою первую жертву — 79-летнюю женщину, которую зарезал ножом. Всего он совершил 13 доказанных убийств, пять покушений и 11 изнасилований, среди которых надругательства и над взрослыми женщинами, и над шестилетними детьми. Как правило, он вламывался в случайный дом ночью, мужчин убивал, а женщин насиловал и иногда оставлял в живых, словно теряя интерес закончить начатое.

Слишком кроваво для ТВ

Фото: AP Photo
Фото: AP Photo

Создатели «Ночного странника» не стали мелочиться: раз уж в их распоряжении оказались кадры из каждого дела Рамиреса, они их использовали. Многих зрителей это, скажем, расстроило, вылившись в ночные кошмары и обсессивно-компульсивную проверку входных дверей на предмет готовности к появлению сталкера. Честно говоря, последнее — штука нелишняя, а первое — скорее последствие тяжелого животного взгляда Рамиреса, чем зацензуренных фото его жертв.

РЕКЛАМА - ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

С помощью архивных выпусков новостей и интервью с полицейскими, жертвами и журналистами Netflix погрузил зрителей в 80-е, когда калифорнийцы спали с пистолетами под подушкой в ожидании этого смерча случайной непредсказуемой агрессии. Ценен сериал не только из-за самой истории, но и благодаря тому, что остается между строк: как Рамирес уходил от правосудия из-за несовершенства системы и бюрократии, как расследованию мешали дотошные журналисты и как убийцу пришлось вырывать из рук добрых самаритян, которые готовы были самостоятельно избавить город от дьявола.

Почему женщины любят психопатов

Фото: AP Photo
Фото: AP Photo

Отсутствие эмпатии, цинизм, лживость и беспощадность — это ли не лучшие качества мужчины? Вряд ли, но многие девушки склонны принимать все это за мужественность. К их беде носители таких черт — уверенные в себе, крутые «рок-звезды» и манипуляторы, ни на минуту не дающие усомниться в своей уникальности. Таким был Ричард Рамирес, сделавший шоу из своего судебного процесса: на скамье подсудимых обычно мрачный парень смеялся, не отводил томного взгляда и подмигивал юным красоткам, пришедшим его поддержать. Их было, может, не так много, как у обаяшки Теда Банди, но намного больше, чем у любого сына маминой подруги с приличной работой и без дюжины убийств, грабежей и изнасилований за плечами. Этому в сериале «Ночной странник» посвящено немало экранного времени: массу фанаток, присылавших письма и откровенные фотографии Рамиресу, показывают и даже почти деанонят, правда, упуская пару интересных деталей.

Например, что на День святого Валентина Ричарду подарили пирожное с надписью «Я люблю тебя». И сделала это не какая-то юная, подающая надежды сатанистка, а присяжная Синтия Хейден, которая пала перед харизмой местной рок-звезды. Ее беспристрастность с этого момента стала спорным вопросом, так что от процесса ее отстранили, но это не помешало Синтии продолжать переписку с Рамиресом уже в тюрьме. Там конкуренцию ей составили сотни девушек, одна из которых таки добилась ответных чувств от Ричарда (насколько хладнокровный маньяк вообще мог что-то чувствовать) и даже вышла за него замуж. Дорин Лаой написала ему 75 писем, прежде чем Рамирес нашел в плотном графике время ответить. Вскоре они поженились, а потом развелись, потому что супруга узнала, что у тюремного секс-символа была еще дюжина девушек. Мало того что Дорин не ожидала от серийного убийцы измен, ее не устраивал и острый недостаток внимания с его стороны. Возможно, это было как-то связано с тем, что он сидел в тюрьме, но такую проверку их отношения не выдержали.

РЕКЛАМА - ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ
Ричард Рамирес с супругой. Фото: AP Photo
Ричард Рамирес с супругой. Фото: AP Photo
quotes
«Мои чувства родились за ночь до его ареста. Его снимок показали по телевизору, и я увидела что-то в его глазах. Что-то меня зацепило. Может, его уязвимость...»
Дорин Лаой, Жена Ричарда Рамиреса
quotes
Уязвимость в глазах Ричарда Рамиреса. Фото: Netflix
Уязвимость в глазах Ричарда Рамиреса. Фото: Netflix

Пока вам в голову закрадывается мысль «Как же скучно я живу», давайте разберемся, зачем и, главное, для чего поклонницам серийных убийц вся эта головная боль. Романтический интерес к преступникам известен как гибристофилия (или «эффект Бонни и Клайда»), и причин у него может быть несколько:
— девушки верят, что смогут вернуть сбившегося с пути мужчину на сторону добра;
— они видят беззащитного мальчика, которым убийца когда-то был, и не могут унять материнский инстинкт;
— они не способны найти мужчину нормальным способом;
— они хотят прославиться за его счет;
— они уверены, что нашли идеального бойфренда.

Последняя причина особенно любопытна: для женщин, когда-то переживших абьюзивные отношения, бойфренд за решеткой действительно может быть идеальным. Он точно не шатается по барам, определенно не поднимет на нее руку в ближайшие 20–25 лет и, очевидно, будет хорошо с ней обращаться, потому что особого выбора у него нет.

РЕКЛАМА - ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ
quotes
«От серийного убийцы за решеткой проще добиться свидания или внимания, чем от Брэда Питта. Питт, например, проигнорирует ваше письмо, он не будет им хвастаться, как эти парни. Ваши письма помогают им повысить свой статус в собственных глазах»
Шейла Айзенберг, Автор книги «Женщины, которые любят мужчин, которые убивают»
quotes

Есть и еще пара объяснений, невеселых для эпохи феминизма. Во-первых, по мнению психологов, любовь к маньякам у женщин рождается из-за желания жить без рамок и ограничений, нарушая правила общества, может, даже доходя до убийства. Во-вторых, так уж повелось в ходе эволюции, что сильный самец — тот, кто убивает слабого. А это и сатанизм — главные увлечения Ричарда Рамиреса.

Черные души в солнечном городе

Фото: AP Photo
Фото: AP Photo

Решение создателей «Ночного странника» добавить сериалу стиля с помощью неоновых надписей на экране, слоумо-кадров с капающей кровью и электронщины 80-х в качестве саундтрека оказалось спорным, поскольку все это соседствовало с кровавыми снимками из архивов, после которых предложение оценить эстетику темных улиц под атмосферную музыку многим показалось неуважением. Зато авторам удалось подчеркнуть контраст между манящим и полным возможностей Золотым штатом и демонами, которые там обитают, — от Рамиреса и Хиллсайдских душителей до Джозефа Деанджело и Чарльза Мэнсона.

Тем, кто считает, что кино о маньяках романтизирует преступников, «Ночной странник» вполне может приглянуться, в отличие от документалок, в которых главным героем делают самого убийцу. Вы не увидите становление Рамиреса, его душевные терзания и поиски человеческих эмоций там, где их нет. Вместо этого режиссер Тиллер Расселл дал нам взглянуть на леденящую кровь историю глазами хороших парней — копов, которые не смыкали глаз, пока не поймали преступника. Он сделал это намеренно, чтобы маньяк не превратился в антигероя, за которыми мы так любим наблюдать (привет, Джокер, Ганнибал и Декстер). У Рамиреса не было чувства вины, раскаяния, жалости, поэтому очеловечивать его и играть в кошки-мышки со зрительской эмпатией режиссер не собирался: Ночной сталкер стерт из сценария и обезличен, он — не больше чем очередной психопат, потерявший связь с реальностью. Единственное, что роднит Рамиреса со зрителями, — это желание заглянуть в бездну. Только он не способен устоять на краю, а мы любим истории об убийцах именно потому, что, ужаснувшись этой тьме, шагнем назад и найдем утешение в торжестве справедливости.