logo
menulogo
Super

Netflix против всех: почему 2022 год станет переломным для «Оскара» и мирового кинематографа

Getty Images
Getty Images

С начала пандемии кинотеатры по всему миру вошли в новую для себя эпоху — если не полного забвения, то как минимум увядания. Одни сети закрылись вовсе, обанкротившись на фоне локдауна, другие до сих пор еле сводят концы с концами. Самыми же дальновидными оказались те владельцы кинотеатров, которые вложились в стриминг-сервисы (самый яркий пример такого слияния — «Формула кино», «Синема парк» и Okko). Так или иначе, 2021 год подтвердил опасения любителей похрустеть попкорном и сходить на свидание на последние ряды — рынок уже никогда не будет прежним.

РЕКЛАМА - ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ
«Быть Рикардо» (Amazon)
«Быть Рикардо» (Amazon)

С запретом на посещения общественных мест большая часть аудитории кино безболезненно ушла в онлайн, что в итоге сказалось и на самом кинематографе. Еще пару лет назад режиссеры нехотя показывали свои творения в Интернете, а эксклюзивные контракты на съемки фильмов для онлайн-кинотеатров стоили каких-то космических денег. Теперь же студии бьются за право представить свои картины на крупнейших площадках, а кинотеатрам приходится доказывать состоятельность в борьбе с сетевыми гигантами. Началось же все не в этом году и даже не с приходом в нашу жизнь ковида, а в те далекие времена, когда «Нетфликс» был дерзким стартапом. Одними из первых площадок в России, где можно было найти копии фильмов в открытом доступе, были соцсети «ВКонтакте» и «Одноклассники». Позже к ним стали робко присоединяться «Ютуб» и прочие уже популярные на тот момент сайты. С пиратством в нашей стране (да и во всем мире, будем честны) бороться оказалось крайне сложно, так что студии в какой-то момент рассудили: если не знаешь, как победить что-то, возглавь это! Так родились первые онлайн-кинотеатры, которые мгновенно стали хитом среди пользователей. И вряд ли продюсеры и бизнесмены тогда задумывались о том, какую бомбу замедленного действия подложили офлайн-кинотеатрам.

«Трагедия Макбета» (Apple TV)
«Трагедия Макбета» (Apple TV)

Главным же событием в этом «Новом Завете мирового кинематографа» стало рождение «Нетфликса», которому было суждено стать не просто главным стриминг-сервисом поколения, но и вытащить эти площадки из раздела маргинальных ресурсов. Долгое время компанию, которая поначалу выпускала только развлекательные сериалы и артхаусные фильмы, не признавали серьезные голливудские студии и критики. Но в какой-то момент не брать в расчет такого крупного игрока на кинорынке стало просто невозможно. Буквально накануне начала всемирной эпидемии «китайского» вируса прошла очередная церемония вручения премии «Оскар», на которой фильмы с онлайн-площадок вновь оказались за бортом главных наград. И это была последняя церемония, где силу «Нетфликса» и других стримингов удалось проигнорировать. А затем грянула пандемия, и кинотеатры как-то сами собой отвалились из этой гонки за зрителем. Достаточно взглянуть на список главных фильмов 2020 года и такой же — за 2021-й, чтобы понять: онлайн жестко расправился с офлайном. Теперь уже никто не посмеет фыркнуть в адрес премьеры условных Amazon или Apple TV, которые стали сотрудничать с культовыми режиссерами и продюсерами, что заставило даже самых упертых противников стримингов поднять белый флаг.

РЕКЛАМА - ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ
«Тик-так, бум!» (Netflix)
«Тик-так, бум!» (Netflix)

Самое забавное, что выиграли во всей этой истории не только сами онлайн-площадки, но и такие архаичные механизмы, как кинофестивали и премии, которые давно уже скрипели заржавевшими шестеренками в поисках новых вызовов и трансформаций. И вот, наконец, чопорные и пафосные двери «Оскара», Каннского фестиваля и других распахнулись для продукции стримингов, потому что в минувшем году иных фильмов и не было. Разве что «Дюна» успела цепануть редкий момент свободы, когда кинотеатры вдруг снова наполнились людьми. Все остальные громкие премьеры — от нашумевших фильмов старика Ридли Скотта до модных современных мюзиклов — либо были сделаны по заказу онлайн-сервисов, либо именно на них были выпущены. Это наложило отпечаток и на знаменитостей, которые явно устали от десятилетий унылого промоутирования своих премьер на закрытых звездных вечеринках и элитных фестивалях. Теперь даже те, кто недавно называл Интернет помойкой и свалкой для краденного контента, готовы выпускать эксклюзивы для топовых сетевых площадок. Кристофер Нолан, Уэс Андерсон, Мартин Скорсезе, Дени Вильнев, Дэвид Финчер — все они сейчас заняты созданием нового облика мирового кинематографа, который переехал из кинозалов в онлайн.

«Не смотрите наверх» (Netflix)
«Не смотрите наверх» (Netflix)

В этом году практически на все основные номинации главных кинопремий будут претендовать следующие фильмы: «Власть пса» (Netflix), «Быть Рикардо» (Amazon), «Не смотрите наверх» (Netflix), CODA (Apple TV), «Тик-так, бум!» (Netflix), «Трагедия Макбета» (Apple TV). Это почти половина всех проектов, которые вообще попали в списки американской киноакадемии. При этом все картины сняты топовыми авторами, а главные роли исполняют не просто списанные ветераны Голливуда и амбициозные новички, а настоящие суперзвезды — от Бенедикта Камбербэтча до Лео Ди Каприо. Да и жанровое многообразие подкупает. Иными словами, если раньше академики могли завернуть ту или иную картину по формальным признакам (мол, не знаем, что это за люди, что они снимают, и вообще это какая-то возня в ваших интернетах), то сейчас им приходится считаться со стримингами в полной мере, потому что именно они определяют моду и тренды в кино сегодняшнего и, очевидно, завтрашнего дня.

«Власть пса» (Netflix)
«Власть пса» (Netflix)

новости партнёров