Русские в Каннах: платья за €3,5 миллиона, Гурченко на дорожке и распутные танцы советской актрисы
Каннский кинофестиваль всегда был главным международным событием для российских кинематографистов. Заокеанский «Оскар» с голливудскими академиками у советских творцов особого пиетета не вызывал, а вот на Лазурном Берегу русские стали своими еще с основания фестиваля. Когда все только начиналось, СССР, как одна из стран-лидеров по кинопроизводству в мире, должен был представить десять картин. На первый киносмотр в 1946 году «поехала» военная драма «Великий перелом» советского режиссера Фридриха Эрмлера. На экране Дворца фестивалей с тех пор показали десятки фильмов из России, но пока только одна картина получила высшую награду. В 1958 году «Золотая пальмовая ветвь» досталась Михаилу Калатозову за фильм «Летят журавли». Гран-при фестиваля — вторую по значимости награду — россияне забирали пять раз.
ГРАН-ПРИ РОССИЙСКИХ РЕЖИССЕРОВ:
1972. «Солярис», реж. Андрей Тарковский
1979. «Сибириада», реж. Андрей Кончаловский
1986. «Жертвоприношение», реж. Андрей Тарковский
1987. «Покаяние», реж. Тенгиз Абуладзе
1994. «Утомленные солнцем», реж. Никита Михалков
Канны — это не только кинофестиваль, но и светская вечеринка длиной в неделю. Русские преуспели и в том и в другом. Уж больно юг Франции располагает к кутежу в канун лета. За 76-летнюю историю Канн вечеринки становились только шумнее – в том числе благодаря гостям из России. Вспомнить хотя бы благотворительный ужин amfAR 2015 года, на котором миллиардер Игорь Сосин купил коллекцию красных платьев для жены за €3,5 млн. Но самый дорогой лот — статуя современного скульптора Джеффа Кунса за €12 млн — уехал к другому российскому бизнесмену — Леонарду Блаватнику, большому поклоннику кинематографа. Заветное «продано» тогда звучало из уст Шэрон Стоун. История о щедрости русского олигарха облетела мировые СМИ, закрепив за нашими в Каннах репутацию истинных ценителей праздной жизни. Тогда на amFAR собралось, наверное, рекордное количество русских: Илона Столье с мужем экс-депутатом Виталием Южилиным, Ксения Собчак, Ульяна Сергеенко, Миранда Мирианашвили, Ида Лоло и другие светские.
Справедливости ради стоит добавить, что к кинематографу Игорь Сосин никакого отношения не имеет (как, впрочем, и многие завсегдатаи Канн вроде телеведущей Виктории Бони или модели Наташи Поли). До расцвета культуры отмены русских в 2022-м в Каннах можно было встретить добрую половину светской Москвы. Но, даже несмотря на то что в этом году организаторы фестиваля отказались принимать российскую делегацию, в основной программе участвует фильм Кирилла Серебренникова и наши, как и прежде, срывают аплодисменты титулованных гостей Дворца фестивалей.
В 1967-м Сергей Бондарчук привез в Канны третью серию «Войны и мира», которая через два года получит первый в СССР «Оскар» как лучший фильм на иностранном языке. Наташа Ростова из бондарчуковской саги, она же первая красавица советского кино Людмила Савельева, утопала во внимании западной элиты: фотография с вечеринки в честь презентации фильма в отеле The Carlton отлично это демонстрирует.
В 1979 году на Каннской дорожке блистала самая тонкая талия Советского Союза. Людмила Гурченко прилетела на Лазурку с командой фильма «Сибириада» — режиссером Андреем Кончаловским, его братом Никитой Михалковым и актрисой Натальей Андрейченко. В Москву они вернулись со «вторым местом» — Гран-при фестиваля.
Спустя четыре года Гурченко вновь появилась на набережной Круазет в сопровождении другого выдающегося режиссера — Эльдара Рязанова — и представила романтическую комедию «Вокзал для двоих».
Еще одна «краса СССР» — Татьяна Самойлова — так взбудоражила западных киноманов (и отца кубизма Пабло Пикассо) своим томным прищуром, что ей дали награду как «самой скромной и очаровательной актрисе». 1958 год — удачнейший для российской делегации в Каннах: в Москву они вернулись с «Золотой пальмовой ветвью». Правда, до набережной Круазет не добрался партнер по кадру Самойловой Алексей Баталов, ему запретили выезд из Советского Союза.
Поездки на Каннский кинофестиваль, как и любые заграничные гастроли, в Советском Союзе чутко контролировали государственные ведомства. В 1962-м в Канны поехал фильм «На семи ветрах» с актрисой Ларисой Лужиной, которую угораздило станцевать твист по приглашению иностранного журналиста. Два притопа и два прихлопа обернулись для Лужиной немилостью главной по культуре в СССР — министра Екатерины Фурцевой. Последняя была возмущена распутными танцами советской женщины.
Актерская чета режиссера Глеба Панфилова и актрисы Инны Чуриковой в Каннах представила фильм «Мать», пока в России в разгаре была перестройка, за которой пристально следил весь Запад. Историческая драма Панфилова тоже описывала период «перестройки» нашей страны, но предыдущий, когда к власти пришли коммунисты. За «Мать» Панфилов получил на фестивале Приз за художественный вклад.
Леонардо Ди Каприо уже давно понял, что Каннский кинофестиваль — отличный повод для семейного отдыха. В 1996-м Лео вышел на дорожку вместе со своей русской бабушкой Еленой Смирновой, которая еще в молодости эмигрировала в Германию. В 1999 году 84-летняя Елена Степановна вновь вышла на дорожку с внуком. Спустя два десятилетия Ди Каприо не изменяет своим традициям, приезжает на Лазурку вместе с мамой, которая, несмотря на преклонный возраст, не пропускает ни одной вечеринки.
Лена Ленина начала свою операцию по покорению красной дорожки в далеком 2003-м. Тогда не чуждая экспериментам россиянка, видимо, еще не познакомилась со стилистом, который создавал ее убийственные прически.
Облетев половину мира с гастролями, популярнейшая на Западе (да и на Востоке) российская группа t.A.T.u. тоже добралась до Канн. Лена и Катя значились в программе фестиваля не просто как звездные гости, а актеры фильма «Ты и я» американо-русского производства: девушки сыграли в картине камео. Увы, фильм не получил ни наград, ни зрительского признания. Рейтинги на «Кинопоиске» и IMDB не дотягивают даже до 4,5. Зато посетители вечеринки по случаю фильма в отеле Majestic наверняка оценили как всегда горячее выступление «татушек».
Наш оскароносец Никита Михалков в Каннах был и как актер, и как режиссер. В последнем качестве Никита Сергеевич завоевал Гран-при в 1995 году за фильм «Утомленные солнцем». Впервые Михалков вошел в конкурс с картиной «Очи черные» в 1987 году, а в 2004-м возглавил жюри конкурса короткометражек. Последнее появление обладателя пышных усов в Каннах было в 2010-м, когда вместе с дочерью Надеждой и актером Олегом Меньшиковым они представляли фильм «Утомленные солнцем – 2: Предстояние».
Последние годы Канны штурмуют ученики Александра Сокурова. Последний раз Кира Коваленко забрала награду в номинации «Особый взгляд» за фильм на осетинском языке «Разжимая кулаки». Другой воспитанник Сокурова — Кантемир Балагов — дважды выигрывал в Каннах: в 2017-м с фильмом «Теснота» и в 2019-м с «Дылдой».
Еще один символ современного русского кино в Каннах — Андрей Звягинцев, он четыре раза представлял свои картины на фестивале и трижды забирал престижные награды: в 2011-м приз жюри в номинации «Особый взгляд» за фильм «Елена», в 2014-м сценарий его «Левиафана» признали лучшим, а в 2017-м драма «Нелюбовь» взяла приз жюри. К слову, исполнители главных ролей в «Левиафане» Владимир Вдовиченков и Елена Лядова после Каннского кинофестиваля поженились – Super тогда первым застал парочку во время романтического свидания.
В этом году Канны отказались принимать делегацию из России из-за спецоперации на Украине, но для Кирилла Серебренникова решили сделать исключение. Его картина «Жена Чайковского» вошла в основной конкурс. Фильм с Аленой Михайловой в главной роли каннский зритель встретил аплодисментами стоя.