Якутские хорроры, онлайн-драмы и социальная эротика: как развивается новейший российский кинематограф и чего от него ждать
До пандемийных 20-х наш кинематограф развивался не то чтобы очень бурно. По-настоящему сильные работы, достойные внимания, по обыкновению укладывались в два жанра — военное кино и социальная драма. С одной стороны, успех картин Звягинцева или Балагова — дело имиджевое и почётное для всего российского кинематографа. С другой — конвейерное, зрительское кино в нашей стране делать даже и не пытались, за редким исключением. Но теперь всё заметно поменялось. В эпоху бушующего по всей планете коронавируса широкая аудитория (где-то от отсутствия альтернативы, где-то от скуки) начала смотреть картины, которые в кинотеатрах не прокатывались, а если и прокатывались, то в жёсткий минус, сметаемые блокбастерами от Марвел. Люди с удивлением узнали о том, что в России умеют делать качественно и красиво. И это дало мощнейший толчок для творчества режиссёрам и сценаристам, которые до того могли надеяться только на случайное знакомство с продюсером Александром Роднянским в лифте. На всё ту же пандемию пришёлся и расцвет новейших технологий и современных трендов. Научная фантастика, хорроры, фильмы про соцсети, маньяков или даже вебкам-моделей — на экраны хлынули проекты на темы, которые раньше никто просто не решился бы затрагивать — слишком велики были риски прогореть. Теперь же, когда производство ушло в онлайн и в поля, выбравшись из комфортных и тёплых студий и павильонов, появилось и новое пространство для полёта фантазии.
Сейчас, в 2022 году, мы оказались на пороге новой эпохи российского кино, которое этот самый порог преодолело вместе с кризисом кинотеатров и приходом в онлайн, пусть и не совсем по своей воле. Уже сейчас можно очертить примерный вектор развития нашего кинематографа, в котором, кажется, ему и стоит двигаться, чтобы рано или поздно стать не «вопреки», а «благодаря». Для начала давайте вспомним самые яркие проекты последних нескольких лет и темы, которые лучше всего заходили у зрителей. Во-первых, это соцсети и всё, что с ними связано. Когда-то у нас уже пытались раскрывать темы виртуальной реальности, но делали это настолько неумело и без глубокого понимания самой темы, что выходил сплошь контент для стебных обзоров BadComedian. Сейчас к соцсетям в целом стали относиться гораздо серьёзнее и вдумчивее, так что и фильмы стали снимать более качественные. Тут и целые философские трактаты об одиночестве человека в Сети, и противостояние интеллекта живого и синтетического, и даже такие откровенные и спорные темы, как вебкам, виртуальный секс и Даркнет. И, судя по оценкам критиков (да и рейтингам пользователей), почти все эти новые истории были отлично встречены зрителями.
Новую новую волну российского кино возглавил, конечно, Клим Шипенко. Именно он выпустил знаковые для 20-х фильмы «Холоп» и «Текст». И если с первым в целом всё понятно — оригинальная и смешная комедия это не то, чем можно удивить российского зрителя, то нашумевший «Текст» вызвал волну споров и критики, став самым обсуждаемым и откровенным фильмом эпохи. Отдельно стоит отметить независимые проекты талантливых авторов со всей страны, которые то на каком-нибудь фестивале блеснут, то вдруг окажутся в линейке фильмов, закупленных иностранными стримингами. «Китобой» (очередной фильм якутского производства), «Серебряные коньки», «Огонь», «Папа, сдохни!», «Огонь» — все эти проекты стали открытиями как в смысле сценариев, так и в смысле режиссуры. Сюда же можно добавить неутомимых Буслова, Быкова, Костомарова, которые раскрываются по-новому раз за разом. Год новый, 2022-й, только убеждает нас в том, что российское кино нащупало какие-то рельсы, по которым можно доехать в светлое будущее. Итак, какие же проекты ждут нас уже совсем скоро?
«Вызов» — главный проект российского кинематографа прямо сейчас, с этим спорить просто невозможно. После успешных космических лент («Время первых», «Спутник») наши киноделы во главе со всё тем же Климом Шипенко взялись за самый эпичный проект в истории — картину, снятую в открытом космосе. Об этом проекте наверняка слышали все, так что достаточно просто сказать, что если фильм получится действительно качественным (а не просто пафосным и величественным), то это может стать прорывом, сравнимым с полётом Гагарина, но в масштабах киноиндустрии. Готовы спорить, что Илон Маск уже пишет сценарий своего марсианского ситкома.
А вот ещё одна якутская лента — «Нуучча» — готовится стать хитом не только в России, но и во всём мире. Для западного зрителя такая экзотика в новинку, а сами сюжеты действительно свежи и интересны. Также что Якутия вполне может стать новой точкой притяжения любителей необычных азиатских фильмов. Кроме того, дебютант Владимир Мункуев претендует на звание новой звезды режиссуры.
«Капитан Волкогонов бежал» интригует не только необычным названием. Наталья Меркулова и Алексей Чупов давно уже зарекомендовали себя как талантливые режиссеры-сценаристы, выпустив шикарный сериал «Колл-центр» и скандальный фильм «Интимные места». Новый их проект уже покатался по фестивалям и наделал шуму, а теперь наконец выйдет на большие экраны.
Всего-навсего второй фильм в карьере режиссёра Локшина рискует стать вторым же хитом. Картина «Воланд» основана на «Мастере и Маргарите», но обещает какое-то новое дыхание и новый, простите, вайб от известной классики. Для того что премьера удалась, на главную роль даже привезли звезду «Бесславных ублюдков» Аугуста Диля.
А вот что касается сериалов, которые стоит добавить в избранное, то тут особняком стоит первый российский эксклюзив для Netflix — «Анна К.». Современное прочтение Карениной Толстого собрало вокруг себя топовых актёров и мощный состав съемочной группы. Да и, куда деваться, Нетфликс — это круто. Так что смотреть будут все.