logo
menulogo
Super

Якутские хорроры, онлайн-драмы и социальная эротика: как развивается новейший российский кинематограф и чего от него ждать

КиноПоиск
КиноПоиск

До пандемийных 20-х наш кинематограф развивался не то чтобы очень бурно. По-настоящему сильные работы, достойные внимания, по обыкновению укладывались в два жанра — военное кино и социальная драма. С одной стороны, успех картин Звягинцева или Балагова — дело имиджевое и почётное для всего российского кинематографа. С другой — конвейерное, зрительское кино в нашей стране делать даже и не пытались, за редким исключением. Но теперь всё заметно поменялось. В эпоху бушующего по всей планете коронавируса широкая аудитория (где-то от отсутствия альтернативы, где-то от скуки) начала смотреть картины, которые в кинотеатрах не прокатывались, а если и прокатывались, то в жёсткий минус, сметаемые блокбастерами от Марвел. Люди с удивлением узнали о том, что в России умеют делать качественно и красиво. И это дало мощнейший толчок для творчества режиссёрам и сценаристам, которые до того могли надеяться только на случайное знакомство с продюсером Александром Роднянским в лифте. На всё ту же пандемию пришёлся и расцвет новейших технологий и современных трендов. Научная фантастика, хорроры, фильмы про соцсети, маньяков или даже вебкам-моделей — на экраны хлынули проекты на темы, которые раньше никто просто не решился бы затрагивать — слишком велики были риски прогореть. Теперь же, когда производство ушло в онлайн и в поля, выбравшись из комфортных и тёплых студий и павильонов, появилось и новое пространство для полёта фантазии.

РЕКЛАМА - ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

Сейчас, в 2022 году, мы оказались на пороге новой эпохи российского кино, которое этот самый порог преодолело вместе с кризисом кинотеатров и приходом в онлайн, пусть и не совсем по своей воле. Уже сейчас можно очертить примерный вектор развития нашего кинематографа, в котором, кажется, ему и стоит двигаться, чтобы рано или поздно стать не «вопреки», а «благодаря». Для начала давайте вспомним самые яркие проекты последних нескольких лет и темы, которые лучше всего заходили у зрителей. Во-первых, это соцсети и всё, что с ними связано. Когда-то у нас уже пытались раскрывать темы виртуальной реальности, но делали это настолько неумело и без глубокого понимания самой темы, что выходил сплошь контент для стебных обзоров BadComedian. Сейчас к соцсетям в целом стали относиться гораздо серьёзнее и вдумчивее, так что и фильмы стали снимать более качественные. Тут и целые философские трактаты об одиночестве человека в Сети, и противостояние интеллекта живого и синтетического, и даже такие откровенные и спорные темы, как вебкам, виртуальный секс и Даркнет. И, судя по оценкам критиков (да и рейтингам пользователей), почти все эти новые истории были отлично встречены зрителями.

Новую новую волну российского кино возглавил, конечно, Клим Шипенко. Именно он выпустил знаковые для 20-х фильмы «Холоп» и «Текст». И если с первым в целом всё понятно — оригинальная и смешная комедия это не то, чем можно удивить российского зрителя, то нашумевший «Текст» вызвал волну споров и критики, став самым обсуждаемым и откровенным фильмом эпохи. Отдельно стоит отметить независимые проекты талантливых авторов со всей страны, которые то на каком-нибудь фестивале блеснут, то вдруг окажутся в линейке фильмов, закупленных иностранными стримингами. «Китобой» (очередной фильм якутского производства), «Серебряные коньки», «Огонь», «Папа, сдохни!», «Огонь» — все эти проекты стали открытиями как в смысле сценариев, так и в смысле режиссуры. Сюда же можно добавить неутомимых Буслова, Быкова, Костомарова, которые раскрываются по-новому раз за разом. Год новый, 2022-й, только убеждает нас в том, что российское кино нащупало какие-то рельсы, по которым можно доехать в светлое будущее. Итак, какие же проекты ждут нас уже совсем скоро?

РЕКЛАМА - ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ
Кадр из фильма «Папа, сдохни»
Кадр из фильма «Папа, сдохни»

«Вызов» — главный проект российского кинематографа прямо сейчас, с этим спорить просто невозможно. После успешных космических лент («Время первых», «Спутник») наши киноделы во главе со всё тем же Климом Шипенко взялись за самый эпичный проект в истории — картину, снятую в открытом космосе. Об этом проекте наверняка слышали все, так что достаточно просто сказать, что если фильм получится действительно качественным (а не просто пафосным и величественным), то это может стать прорывом, сравнимым с полётом Гагарина, но в масштабах киноиндустрии. Готовы спорить, что Илон Маск уже пишет сценарий своего марсианского ситкома.

Фото: Первый канал
Фото: Первый канал

А вот ещё одна якутская лента — «Нуучча» — готовится стать хитом не только в России, но и во всём мире. Для западного зрителя такая экзотика в новинку, а сами сюжеты действительно свежи и интересны. Также что Якутия вполне может стать новой точкой притяжения любителей необычных азиатских фильмов. Кроме того, дебютант Владимир Мункуев претендует на звание новой звезды режиссуры.

РЕКЛАМА - ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ
Кадр из фильма «Нучча»
Кадр из фильма «Нучча»

«Капитан Волкогонов бежал» интригует не только необычным названием. Наталья Меркулова и Алексей Чупов давно уже зарекомендовали себя как талантливые режиссеры-сценаристы, выпустив шикарный сериал «Колл-центр» и скандальный фильм «Интимные места». Новый их проект уже покатался по фестивалям и наделал шуму, а теперь наконец выйдет на большие экраны.

Кадр из фильма «Капитан Волкогонов бежал»
Кадр из фильма «Капитан Волкогонов бежал»

Всего-навсего второй фильм в карьере режиссёра Локшина рискует стать вторым же хитом. Картина «Воланд» основана на «Мастере и Маргарите», но обещает какое-то новое дыхание и новый, простите, вайб от известной классики. Для того что премьера удалась, на главную роль даже привезли звезду «Бесславных ублюдков» Аугуста Диля.

Кадр из фильма «Воланд»
Кадр из фильма «Воланд»

А вот что касается сериалов, которые стоит добавить в избранное, то тут особняком стоит первый российский эксклюзив для Netflix — «Анна К.». Современное прочтение Карениной Толстого собрало вокруг себя топовых актёров и мощный состав съемочной группы. Да и, куда деваться, Нетфликс — это круто. Так что смотреть будут все.

Netflix
Netflix