logo
menulogo
Super

«Королевство кривых зеркал». Почему «Спенсер» — лучшая работа Кристен Стюарт и худший фильм о принцессе Диане

Кадр из фильма «Спенсер» 
Кадр из фильма «Спенсер» 

Трагедия принцессы Дианы всегда была предметом циничных спекуляций и примером плохой концовки истории Золушки. Нашумевший фильм Пабло Ларраина, который ждали с нетерпением все, кто неравнодушен к покойной леди Ди и ее драме, застрял где-то посередине — это больше, чем спекуляция, но все еще не великий фильм о великой женщине, которой Диана безусловно являлась. «Спенсер» может нравиться или не нравиться, но все же есть важные моменты, за которые фильму стоит аплодировать стоя — как это делали некоторые критики после показа на кинофестивале в Венеции.

РЕКЛАМА - ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

Начать стоит с главного — с самой Дианы, роль которой воплотила в фильме «Спенсер» Кристен Стюарт. Девочка из «Сумерек», конечно, давно уже выросла и стала мощной творческой единицей, с которой считаются и критики, и зрители. Но роль Дианы — лучшее, что Кристен выдавала на экране. И сильнее всего, что было «до», на несколько ступеней. Другое дело, сыграла ли она настоящую Диану? Учитывая, что внешнее сходство между ней и самой Спенсер можно найти лишь с трудом, многие задавались вопросом — как Стюарт справится не просто с игрой на крупняках, а именно с ролью такой личности, кумира миллионов британцев и не только. И тут есть важный нюанс: положа руку на сердце, вряд ли кто-то реально знал и понимал принцессу — все лишь могли дорисовывать ее образ, скрытый за кулисами королевского двора. И этим же занимается Ларраин — надо отдать ему должное — с первого кадра предупреждая зрителя, что весь фильм — «сказка на основе реальной трагедии». И вот с такой оговоркой стоит воспринимать все происходящее на экране.

Кадр из фильма «Спенсер» 
Кадр из фильма «Спенсер» 

Проще всего фильм «Спенсер» смотреть, если забыть, что перед вами — та самая леди Ди. Тогда перед нами предстает сильная драма о птице в клетке, психологическом насилии, свободе и заточении, газлайтинге, в конце концов. И с этим Кристен Стюарт справляется на все сто, как и сам режиссер. Но стоит услышать знакомые имена и фамилии, как тебя вытаскивают из только что созданной атмосферы в реальный, даже в исторический контекст. И ты невольно начинаешь перебирать в голове факты из Википедии, фото папарацци, светскую хронику — все, что когда-то читал о королевской семье, составляя мнение о характере ее членов. И тут наступает разочарование. Потому что Ларраин, судя по всему, тоже не стал ходить дальше заголовков британских таблоидов, переосмысливая и пытаясь докопаться до какой-то новой истины. Сценарий картины будто состоял из двух отдельных частей: вот тут перед нами драма очень сильной, но критически надломленной девушки, которая отзывается в сердечке на каком-то инстинктивном уровне. А вот — биография принцессы Дианы, которую зачем-то вплели в самодостаточный сюжет об абьюзе поистине королевских масштабов.

Понятно, что без магического слова «Спенсер» в названии, фильм никогда не стал бы таким событием и не претендовал бы на звание фильма года. Да и актерский перфоманс Кристен Стюарт тоже остался бы одним из, хотя вполне заслуживает наград золотого отлива. Но все же именно в этом и раскрывается та самая спекулятивность работы Ларраина, от которой порой чувствуешь какую-то брезгливость. Вот Кристен-Диана плачет, вот Диана-Кристен блюет, а вот она говорит с призраками королевского поместья и целуется с девушкой. Стоп, что? Да, тут есть странные моменты, по-настоящему странные, которые не добавляют никакого раскрытия персонажу, никакого диапазона, никаких красок к портрету — ничего. Разве что комментариев под постами в соцсетях. И вот эта излюбленная англосаксонская скандальность тоже не служит фильму на благо, а скорее еще больше разрывает связь между актрисой и ее персонажем.

РЕКЛАМА - ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ
Кадр из фильма «Спенсер» 
Кадр из фильма «Спенсер» 

Еще один козырь картины — костюмы и вообще работа художника. Пожалуй, это самый сильный довод в пользу фильма «Спенсер» после игры Кристен Стюарт. Каждый образ здесь не просто часть кадра, но практически метафора нужному настроению и переживаниям героини.

Вкупе с цветокором и светом, все это напоминает какую-то очень грустную и тревожную рождественскую сказку — вроде «С широко закрытыми глазами» Кубрика. И в этом мире королевского закулисья хочется оставаться подольше, пока вместе с английским акцентом Кристен Стюарт не возвращается суровая и серая реальность. Если в целом вся атмосфера фильма — это большая мерцающая гирлянда, то диалоги и развитие истории невизуальными средствами — удар током от короткого замыкания.

Кадр из фильма «Спенсер» 
Кадр из фильма «Спенсер» 

Как художественное произведение «Спенсер» работает неплохо и радует шикарной режиссурой и операторской работой. Но Ларраин пытается применять собственные законы, которые принял еще в фильме «Джеки» про вдову Кеннеди. По какой-то непонятной причине то, что получалось там, — надрыв, драма, шок — не добралось до новой картины, оставшись лишь стильной картинкой и смелыми зарисовками. Может быть, дело в ментальности — все же открытых и эмоциональных американцев в кино показывать проще, чем британцев с их холодностью и чопорностью. Там, где хочется услышать тайны британского двора в стиле «Короны», режиссер просто выставляет в нужной последовательности картонные фигуры исторических личностей, которых программирует на козни в адрес единственной живой здесь души — Дианы Спенсер.

Кадр из фильма «Спенсер» 
Кадр из фильма «Спенсер»