Если не на завод, то куда? Как планируют выживать тиктокеры и где они будут зарабатывать, пока соцсеть недоступна
В начале марта как гром среди ясного неба прозвучала новость: «TikTok приостанавливает работу в России». Руководство соцсети заявило, что теперь российские пользователи не смогут публиковать контент, а также запускать прямые трансляции. Всех блогеров успокоили и пообещали, что это на пару дней, пока команда не проанализирует ситуацию и не подстроит работу под новый «закон о фейках». Но эта «пара дней», как признаются сами звезды TikTok, затянулась.
TikTok — это соцсеть с довольно лояльными алгоритмами. Многим эта площадка напоминала молодой Instagram (запрещён в РФ) в его лучшие 2014–2015 годы, когда раскрутить аккаунт можно было с помощью качественного контента и без больших финансовых вложений. Те, кто вовремя спохватился, смог благодаря TikTok быстро собрать не только миллионы просмотров, но и миллионы рублей. Мы поговорили с популярными тиктокерами и узнали, как изменилась их жизнь после новых ограничений, как и на что они планируют жить дальше и куда пойдут работать, если отключат другие соцсети (спойлер: нет, не на завод).
КАК ИМ ЖИВЕТСЯ БЕЗ «ТИКТОКА»?
Для многих блогеров TikTok был не просто хобби, а настоящей профессией и неотъемлемой частью их жизни. С ним они просыпались и засыпали, а вместо офисной работы придумывали и записывали интересный контент. Многим их подписчики заменяли друзей и семью. Тиктокер Кэйт Twins с аудиторией в 11 миллионов призналась, что некоторое время после новостей об ограничениях пребывала в шоке и не знала, как действовать дальше.
Нож в спину для блогера — это запрет на публикацию видео. Спустя пару дней сообразительные российские пользователи, конечно, нашли обходные пути, благодаря которым смогли публиковать контент. Однако руководство компании предупредило всех, что самых хитрых найдут и заблокируют. Каждый сам принял решение: либо обманывать механизмы, либо работать честно. Большинство из тех, с кем пообщался Super, решили не публиковать ничего, что называется, от греха подальше.
Нашлись и бунтари, которым ничего не страшно, отказываться от публикации видео они не готовы.
ПРОСМОТРЫ И АКТИВНОСТЬ
Просмотры в TikTok — лицо блогера и важнейший показатель, демонстрирующий, насколько вы умеете соответствовать трендам этой соцсети и как часто залетаете в рекомендации. Например, в том же Инстаграме (запрещен на территории РФ) просмотры сторис и реальные охваты постов видны только вам, а вот тиктокерам этого не скрыть. Чем больше просмотров, тем выше стоимость рекламы.
Блогер с 20 миллионами подписчиков в TikTok Вероника Золотова рассказала, что за время ограничений у нее уменьшились охваты, так как российская аудитория теперь не видит ее ролики.
Пожаловались на исчезновение русской аудитории и другие тиктокеры. Некоторые считают, что им теперь незачем создавать контент, ведь их продукт был предназначен и создан для россиян, иностранцам он вряд ли зайдет.
Но есть и те везунчики, у кого просмотров стало только больше. Тиктокер Настя Рыжик связывает рост охватов у себя с тем, что людям не хватает общения. Подписчики стали использовать комментарии под видео блогеров как чаты, а саму соцсеть как центр поддержки и психологической помощи.
РЕКЛАМА
Главный источник прибыли блогеров — это реклама. Тиктокеры давно перестали работать на голом энтузиазме и превратили свое любимое дело в источник дохода. С введением всех санкций и уходом из России крупных брендов (соответственно, рекламодателей) все начали предсказывать разбогатевшей молодежи голод и бедность.
Но все оказалось не столь трагично. Звезды Тиктока признают, что большинство рекламных кампаний не состоятся, так как некоторые бренды ушли из страны, но им на замену начали приходить российские рекламодатели.
ЧТО МОЖЕТ ЗАМЕНИТЬ «ТИКТОК»?
«Закрылись одни двери, открываются другие», — такая позиция у большей части опрошенных нами блогеров. Тиктокеры не стали говорить любимой соцсети «прощай» и лишь взяли паузу, чтобы в это время развить свои аккаунты в других соцсетях. Блогер Саша Стоун рассказал, что временно перестал публиковать контент в TikTok, а вот Юлия Гаврилина продолжает там снимать, параллельно развивая свой паблик во «ВКонтакте» и телеграм-канал. Другие тиктокеры вспомнили о существовании таких соцсетей, как Yappy и Rutube. Стерли пыль и с давно забытой всеми соцсети Likee.
Тиктокеры признаются, что осваивать новые площадки довольно трудно: им приходится с нуля собирать аудиторию, подстраивать под ее интересы контент и мириться с правилами и алгоритмами площадок.
ЕСЛИ НЕ НА ЗАВОД, ТО КУДА?
Пока россияне глумятся над блогерами, пророчат полное закрытие социальных сетей, а Даню Милохина уже мысленно отправили на завод, тиктокеры не унывают. Они говорят, что выживут и заработают себе на хлеб в любой ситуации: кто-то видит себя переводчиком, кто-то — пекарем, а кто-то — цирковым артистом.
ПРОГНОЗЫ
Надежда умирает последней. Все тиктокеры верят и ждут, что совсем скоро прежний TikTok вернется. Активно в блогерской тусовке распространяется информация, что в начале апреля соцсеть снимет все ограничения для российских пользователей.
Ну а пока этого не случилось, блогер Ида Галич посоветовала юным звездам успокоиться и развивать другие социальные сети и проекты.