Главные тренды – 2021: почему некоторые из них не принимают в России и что нас ждет в 2022-м
Пробираясь сквозь ковид и прочие проблемы, в этом году человечество смогло наконец вздохнуть посвободнее. Локдаун смягчился, открылись кафе, киношки и прочие развлечения. И если присмотреться, то даже в 2021-м можно найти позитивные моменты и тренды, которые окончательно вошли в жизни многих. В России же, как известно, все новое принимают с осторожностью, так что некоторые модные веяния в нашей стране не нашли отклика у граждан (по крайней мере, пока). Мы решили составить список из самых обсуждаемых и ярких тем уходящего года и немного порассуждать, что ждет нас в году будущем.
ТРАНСГЕНДЕРНОСТЬ
Одна из самых горячих тем последних лет в 2021 году как-то незаметно стала практически обыденностью. После скандала с неосторожными высказываниями «мамы» Гарри Поттера Джоан Роулинг и смены пола известной актрисой Эллен Пейдж, которая теперь Эллиот, страсти поутихли. На Олимпиаде недавно выступила первая трансгендерная женщина-спортсмен (или как там сейчас по новой этике, спортсвумен?), а трансрежиссер Лана Вачовски презентовала свою новую «Матрицу» — сейчас новости о переходах уже не вызывают такого ажиотажа.
В отличие от России. В соцсетях и медиа смена пола, увы, все еще повод для шуток и насмешек, даже несмотря на то, что на деле ситуация становится лучше: перейти в другой гендер стало проще и безопаснее — как физически, так и бюрократически. «Оформиться» трансгендерами решились в этом году сразу несколько публичных личностей, среди которых, правда, все еще много фриков и эпатажных персон вроде блогерши Даши Корейки. Сложно сказать, что будет с отечественными трансгендерами в новом году, но наверняка стоит ожидать какой-то громкий случай смены пола — возможно, даже от звезды шоу-бизнеса, почему нет!
РАЗМЫТИЕ ГЕНДЕРА И УНИСЕКС
А вот с чем в России примириться точно не могут (и вряд ли смогут в 2022-м), так это мода на смешение элементов гардероба и аксессуаров вне зависимости от пола. У нас еще недавно спорили, стоит ли девушкам носить брюки, так что мужики с красочным маникюром или в роскошных платьях сейчас вызывают шок или даже отвращение у большинства россиян.
Хотя, конечно, есть определенные изменения. Так, многие хайповые артисты не стесняются повторять эпатажные образы западных коллег. Конечно же, речь про Даню Милохина, Егора Крида и Моргенштерна. Впрочем, в случае с первым выход в свет в платье все же пришелся по душе не всем: Премии Муз-ТВ, где певец и блогер появился в необычном наряде, влепили штраф за пропаганду ЛГБТ. Ну, не все сразу.
ОНЛАЙН-ТРЕНИНГИ И КОУЧИНГ
А вот что россияне приняли с распростертыми объятиями, так это онлайн-курсы. На Западе удаленка вылилась в бум научпопа и хобби. Одни, сидя на самоизоляции, стали изучать новые для себя сферы, учить иностранные языки, даже получать дополнительное образование, не выходя из дома. Другие же ударились в рукоделие, поделки и прочие увлечения, которые помогали коротать унылый локдаун.
У нас же расцвели всеми цветами радуги тренинги личностного роста и курсы, которые учат, как стать счастливыми. К этой теме быстро подтянулись мошенники и просто инфоцыгане, которые теперь получили практически неограниченную аудиторию для «обработки». Практически все молодые и амбициозные знаменитости выпустили собственные курсы, лекции, видеоуроки на все случаи жизни, найдя еще один немаленький источник дохода — еще проще, чем гивы и конкурсы в Инстаграме.
БОРЬБА ЗА ЭКОЛОГИЮ И ОСОЗНАННОЕ ПОТРЕБЛЕНИЕ
Надоевшие всем еще до пандемии темы проблем с экологией, которые, казалось, окончательно выродились в мемы про Грету Тунберг, в постковидные годы, видимо, получают второе или даже третье дыхание. Мало того что на фоне пандемии, как шутят в соцсетях, «Земля очистилась», так еще и медиа подхватили новую тему на благо нашей планеты — осознанное потребление и переработка. Если раньше кроссовки из океанического мусора или секс-игрушки из автомобильных покрышек были чем-то диковинным, то сейчас это обычная практика даже для так называемого масс-маркета. От сборов средств на какие-то мифические акции человечество все же перешло к делам — переработка отходов, переход на экологичное производство и прочее.
В России, надо признать, стараются в меру своих представлений о чистоте окружающей среды. Конечно, в речки все еще сливают нефтепродукты, а в некоторых городах идет черный снег, но хотя бы на первые шаги российские бизнесмены все же решились. В сетевых магазинах по всей стране появились бумажные пакеты на кассах, пластик теперь можно сдать на переработку буквально своими руками — принеся в пункт приема около дома, а раздельный сбор мусора медленно, но верно входит в привычку осознанных граждан. Будем надеяться, что в следующем году к общему тренду подтянутся крупные производства и отдельные промышленные города, которые пока просто не разглядели его из-за густого смога.
МЮЗИКЛЫ В КИНО И МУЛЬТИЖАНРОВОСТЬ
В мире кино незаметно произошла интересная метаморфоза. Еще недавно все с открытыми ртами смотрели финал «Мстителей» или смеялись над комедиями с Адамом Сэндлером, четко понимая, на какой фильм и ради чего пришли. В этом году жанры в большом кино (в авторском еще раньше) очень стремительно потеряли какое-либо значение. Например, что такое «Дюна» — боевик, экшен, приключения или вообще дорогущий артхаус? А «Дом Gucci»? Даже Том Форд не понял, была это драма или комедия! Совсем свежий «Не смотри наверх» тоже сложно привязать к какому-то одному жанру.
На фоне стремления режиссеров снимать универсальное кино с элементами всего, что нравится людям (или хотя бы резонирует), отдельные форматы тоже получили новый прилив популярности. 2021-й смело можно назвать годом мюзиклов, что, конечно, было невозможно предсказать еще в начале года. «Аннетт» и «Тик-так... БУМ!» разорвали на пару все фестивали и премии. «Вестсайдская история» за авторством легендарного Стивена Спилберга покорила многих зрителей своей милотой и уютом. Даже известный комик Бо Бернэм выпустил не традиционный музыкальный стендап, а целый полноформатный мюзикл «Дома».
В России с мультижанровостью всегда было все супер — именно мы, кажется, придумали сам жанр трагикомедии. А вот любовью к мюзиклам наши зрители похвастать пока не готовы. У всех вышеперечисленных шедевров свой зритель, конечно, нашелся, однако это все еще бесконечно далеко до общемировой популярности. Но! В этом году появился очень интересный проект «Капитан Волкогонов бежал», в котором среди всего гротеска и сюра нашлось место и элементам мюзикла. Кто знает, может, вскоре что-то поменяется.