logo
menulogo
Super

Все уйдут, а я останусь: какие зарубежные бренды уже вернулись в Россию, а кого стоит ждать в ближайшем будущем

Getty Images
Getty Images

В начале марта западные бренды, точно перелетные птицы, потянулись из России. Кто-то делал громкие заявления, кто-то объяснял закрытие магазинов проблемами с логистикой, а кто-то уходил по-английски. В итоге уже к концу месяца торговые центры по всей стране заметно опустели. Эксперты и аналитики всех мастей делали кардинально противоположные прогнозы: от мрачных, дескать, будем зябко кутаться в ивановский трикотаж, до оптимистичных, обещающих, что через пару месяцев беглецы вернутся.

РЕКЛАМА - ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

Ближе всего к истине оказались именно последние. Несмотря на то, что политическая ситуация в мире далека от стабильности, бизнес есть бизнес, и спустя три месяца после начала спецоперации уже можно делать первые выводы.

T.me/omarov_today
T.me/omarov_today

Большинство приостановивших работу в России заявляли, что делают это временно, из-за сложностей с логистикой. Лишь четыре компании официально заявили, что покинули российский рынок по идеологическим причинам. Это были IBM, Intel, Universal Pictures и Walt Disney. И — о, чудо! — двадцать шесть крупных брендов и конгломератов снова работают в России или откроют двери со дня на день. Кто-то сменил владельца, кто-то изменил условия работы с франчайзи, а кто-то продолжает работу в обычном режиме. Самые громкие кейсы — это, несомненно, MсDonald's и бренды польской компании LPP.

Дело о пропавшем гамбургере

Getty Images
Getty Images

О приостановке деятельности McDonald's было объявлено еще в марте, но десятки ресторанов продолжали работать по франшизе. 16 мая стало известно, что сеть все-таки покидает отечественный рынок из-за «гуманитарного кризиса» и «возрастающей непредсказуемости условий работы». Но практически сразу появилась новость, что бизнес у американских партнеров выкупил самый крупный из местных франчайзи — предприниматель и миллиардер из Новокузнецка Александр Говор.

РЕКЛАМА - ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

Новый владелец получил права на ресторанное портфолио, но не на фирменный бренд, так что развивать сеть он будет под новым названием. На момент публикации этой статьи финальный вариант этого названия держится в секрете. 25 мая в Роспатент поступили заявки на регистрацию брендов «Только так», «Весело и вкусно», «Тот самый» и «Свободная касса».

Меню тоже поменяется. В новой версии McDonald's не будет «БигМака», «Биг Тейсти», мороженого «МакФлурри» и салатов. Причины разные. К примеру, «БигМак» — зарегистрированный товарный знак. «Биг Тейсти» пострадал из-за проблем с доставкой ингредиентов для фирменного соуса. Новые названия блюд, которые придут на смену всем полюбившимся, мы уже опубликовали.

Getty Images
Getty Images

Если кто-то вдруг пропустил: первый «Макдональдс» нового образца откроется 12 июня в историческом месте — на Пушкинской площади в Москве.

Бренды превращаются…

РЕКЛАМА - ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

Не менее увлекательна история великолепной четверки брендов демократичной одежды польского концерна LPP. Когда-нибудь она, несомненно, войдет в учебники по маркетингу. Пока прочие ретейлеры гадали, стоит ли им возвращаться на российский рынок или лучше еще подождать, Reserved, Cropp, House, Mohito и Sinsay объявили о возобновлении работы в ближайшем будущем, но с одним «но». Российские активы LPP продали китайскому консорциуму, и по условиям сделки покупатель не может использовать оригинальные названия. Бренд Reserved теперь называется Re, Mohito стал M, а Sinsay превратился в «Син».

T.me/moscowmap
T.me/moscowmap

Под новым названием начали работать и магазины сети L’Occitane — теперь они «Л'Окситан». По данным СПАРК, российским юрлицом по-прежнему владеет зарегистрированная в Люксембурге компания L'Occitane International.

Возвращенцы

Возможность вернуться в Россию рассматривает ювелирный дом Pandora и спортивный бренд Adidas. Осведомленный источник на рынке торговой недвижимости рассказал «Известиям», что ювелиры продали свои российские активы сербской компании-партнеру, а спортсмены пока думают, продавать компанию российскому или зарубежному игроку или же просто сменить вывеску. Кроме того, на российский рынок может вернуться бренд Nespresso, так как партнер из Сербии купил активы в России. Еще одни претенденты на скорое возвращение — марка Reebok. Ранее сообщалось, что российское подразделение со 100 магазинами перешло турецкому холдингу FLO Retailing.

РЕКЛАМА - ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ
Legion-Media
Legion-Media

О возвращении в Россию подумывают в испанской компании Inditex, владеющей брендами Zara, Bershka, Massimo Dutti, Oysho и другими. Слухи об этом ходили еще с конца апреля. Так, по данным агентства EFE, управляющий Inditex Оскар Гарсиа Масейрас заявлял, что компания рассчитывает возобновить деятельность в России, «как только это будет возможным и позволят условия».

Правда, будет ли это работа через партнера или путем переоформления бизнеса на новое юридическое лицо, на момент публикации статьи неизвестно.

Кто так и не ушел с рынка

Getty Images
Getty Images

В первые дни повального бегства казалось, что с отечественного рынка ушли абсолютно все фэшн- и бьюти-марки (или как минимум объявили о своих намерениях). Но, как оказалось позже, некоторые на словах решительнее, чем в деле (свернуть крупный бизнес — мероприятие хлопотное, а убытки нешуточные). Просомневавшись три месяца, компании поняли, что можно уже никуда и не уходить. Среди таких, например, спортивный бренд Nike и косметический конгломерат L`Oreal Paris. «Ухода как такового не было, — прокомментировали корреспонденту Super представители L`Oreal Paris. — Было сокращение присутствия, связанное с проблемами логистики, и оно коснулось части брендов. Но на сегодняшний день в работе российского сегмента L`Oreal все без изменений».

Автор статьи