«Берегись автомобиля». Как успеть на красную дорожку и не попасть в больницу
Лето — время не только аномальной жары, но и аномального количества фестивалей, концертов и прочих мероприятий. На площадки и в залы стекаются тысячи фанатов, чтобы посмотреть на своих кумиров, а также сами звезды и их многочисленные команды. При этом никто не отменял сумасшедший городской трафик и вечно спешащих по своим делам людей — как пешеходов, так и автомобилистов. Будем честны, и те и другие частенько нарушают правила дорожного движения и безопасности, что приводит к печальным последствиям. Даже согласно официальной статистике, приведенной на заседании правительственной комиссии по обеспечению безопасности дорожного движения, более 30% всех ДТП в России — это наезды на пешеходов.
По словам главы Госавтоинспекции России Михаила Черникова, ключевых факторов риска ДТП с участием пешеходов три:
- Во-первых, скорость движения транспортного средства.
- Во-вторых, отсутствие инфраструктуры для пешеходов — тротуаров, ограждений, оборудованных переходов.
- В-третьих, плохая видимость пешеходов, недостаточная освещенность на дорогах или ее полное отсутствие. И тут важно сделать верный вывод: переходя дорогу, тем более не по переходу, вы должны осознавать свою ответственность и понимать риски.
Одно дело, когда авария происходит по вине водителя, а пострадавший действовал по правилам и логике. Другое — когда сами пешеходы провоцируют ДТП или полагаются на наш любимый «авось». Сами сотрудники ГИБДД делятся: на вопрос, почему вы переходите в неположенном месте, многие отвечают, что торопятся, а некоторым попросту лень пройти несколько метров и воспользоваться подземным переходом, кто-то надеется на свою внимательность и ловкость водителей. Зачастую такие пешеходы осознают опасность своих действий и тем не менее пренебрегают явной опасностью. Более того, в таких случаях часто включается аргумент: как, «тут все ходят», — мол, почему тогда мне нельзя? Все это говорит в первую очередь о двух вещах: низкой ответственности пешехода не только за свою жизнь, но и за жизнь окружающих, а также о том, что уровень культуры поведения на дорогах оставляет желать лучшего. При этом, надо сказать, что инфраструктура и все необходимое, чтобы повышать безопасность движения, постоянно развиваются и улучшаются. Вопрос лишь в том, как этими благами пользуются сами жители городов.
Мы решили пообщаться со звездами, которые постоянно находятся в движении, — на своих двоих или на четырех колесах. Главной темой обсуждения стали случаи — опасные или аварийные, с которыми они лично сталкивались в своей жизни. Оказалось, что даже у знаменитостей наберется таких на целую энциклопедию безопасного движения. Мало того, некоторые звезды лично попадали в такие ситуации, когда необдуманная спешка приводила к неприятным исходам.
Первым своей историей с Super поделился певец Стас Пьеха. По его словам, он не понимает людей, которые перебегают через дорогу не по зебре, но однажды и сам артист, находясь за рулем, чуть не угодил в аварию — не заметил пешехода на переходе.
По словам Пьехи, аварий было бы меньше, если бы не пешеходы, которые перебегают оживленные дороги или просто идут на красный.
Интересно, что, согласно исследованиям, есть целая группа «уязвимых пешеходов» — пожилые люди, женщины с колясками, дети и т.д. Они выбирают специфические стратегии пересечения проезжей части: ждут, когда водитель уступит им дорогу, не ищут возможности безопасного прохода между автомобилями, а также рассчитывают на понимание и стратегию сотрудничества со стороны водителей больше, чем другие группы людей. Но даже среди них есть те, кто забывает о безопасности или бежит напролом. Тем самым пешеходы вырабатывают негативное отношение к себе со стороны водителей. По опросам, больше всего автолюбителям не нравятся мамочки, которые перебегают дорогу с ребенком. Но и обычные прохожие, которые не дорожат своим здоровьем, стали притчей во языцех у водителей, даже звездных.
Например, певец Денис Клявер сам руководствуется принципом «пешеход всегда прав», но тем, кто ходит по улицам пешком, советует перестраховываться.
А вот блогер Валерия Чекалина, известная на многомиллионную аудиторию как ler_chek, считает, что больше всего проблем доставляют пешеходы, которые вообще не ищут переход, а просто бегут в неположенном месте или на красный свет. Она уверена: проблема в недостаточной культуре поведения пешеходов на дорогах.
Модель и инста-блогер Алина Акилова, которая тоже часто ездит на авто — как за рулем, так и в роли пассажира, — считает, что от таких аварийных ситуаций, когда пешеход нарушает и провоцирует ДТП, может спасти отдельный экзамен ПДД для тех, кто передвигается по тротуарам.
В роли пешехода так или иначе оказывались все — даже те, кто предпочитает быть за баранкой. Опрошенные нами звезды все как один уверяют: даже когда опаздывают на съемки, бегут под проливным дождем на шпильках или рискуют укладкой ради пунктуальности, не нарушают. Переходят по разметке, ждут зеленый сигнал светофора и смотрят по сторонам. Поверим на слово! Но вот что важно: абсолютно каждая знаменитость, которая отвечала на наши вопросы, не сговариваясь замечала: чаще всего именно невнимательность и рассеянность пешеходов приводят к опасным ситуациям. А причина этому — отсутствие жестких правил. Для поведения пешехода существует гораздо меньше регламентации в обязательной для соблюдения форме. Поэтому пешеходы в отношении своей свободы (по сравнению с другими участниками дорожного движения) практически не имеют ограничений.
Многие эксперты профильных порталов о дорожном движении сходятся во мнении, что именно безответственность поведения пешехода приводит к печальным последствиям. Чаще всего люди ориентируются на общую обстановку и все тот же принцип «пешеход всегда прав» и в меньшей мере руководствуются правилами дорожного движения. Пешеход, который торопится по своим делам, будь то работа или сеанс в кино, в стрессовой ситуации принимает решение, взвешивая на чашах весов безопасность и соблюдение норм и правил или собственный комфорт и желание наверстать драгоценные минуты. Пока такой вопрос возникает в головах пешеходов, рассчитывать на повышение уровня культуры поведения не приходится. Ведь никакой концерт, даже мировой тур кумира, который выступает в твоем городе в первый и последний раз, не стоит человеческой жизни.
Материал разработан в рамках социальной кампании «Твой ход! Пешеход».