logo
menulogo

«Прошу, отпусти меня. Скажи мне, что я хорошо справился»: почему звезды K-pop сводят счеты с жизнью, не дожив до тридцати

Фото: SuperM
Фото: SuperM

«Я сломан изнутри. Депрессия поедала меня и наконец поглотила полностью, мне ее не победить. Говорят, быть знаменитым очень трудно, так зачем я выбрал такую жизнь? Забавно. Чудо, что я так долго продержался. Как же подобрать слова… Просто скажи, что я сделал все, что мог, и что этого было достаточно. Скажи, что я упорно трудился. Даже если не сможешь улыбнуться, прошу, не вини меня, когда будешь со мной прощаться. Ты справился. Ты упорно трудился. Прощай».

РЕКЛАМА - ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

Ким Джонхен отправил эту записку своей близкой подруге за две недели до того, как покончить с собой, и попросил поделиться последними словами с миром, когда его не станет. Она сделала то, что было в ее силах: 27-летней звезде K-pop группы SHINee пытались помочь, и от этого его историю слушать еще больнее — несмотря на всю поддержку и любовь близких, он хотел уйти. 18 декабря 2017 года Ким написал последнее сообщение своей сестре: «Пожалуйста, отпусти меня. Только скажи мне, что я хорошо справился». Полиция, мгновенно отреагировавшая на панику и слезы позвонившей им девушки, нашла певца без сознания, а спустя несколько часов поклонников потрясла новость о его смерти.

Фото: Getty
Фото: Getty

Ничто так не придает сил в трудный день, как ритмичная музыка: пока мы каждое утро измеряем в песнях расстояние до работы, мало кому приходит в голову мысль о том, через что проходят их авторы. О своей депрессии открыто говорят Деми Ловато, Селена Гомес, Джастин Бибер и другие молодые звезды, но в этом плане западная музыкальная индустрия, к счастью для себя, на несколько шагов позади корейской. Агенство SM Entertainment, с которым сотрудничал Ким Джонхен, подверглось жесткой критике после его гибели, ведь именно оно представило миру «айдолов» еще в 90-х, сделав свою систему негласной нормой. Чтобы просто попасть в корейскую поп-группу, претендентам приходится пройти через семь кругов ада: контракты немыслимо строги, бесконечные репетиции лишают сил, а ведь шанс на такое добровольное рабство еще нужно заработать. Назвать эту культуру токсичной — значит сделать ей комплимент и безбожно преуменьшить масштабы трагедии, которая становится все серьезнее. Количество смертей звезд K-pop за последние годы ужасает: многие айдолы не доживают даже до тридцати, ломаясь под весом неадекватных нагрузок, завышенных стандартов и циничных комментариев в соцсетях.

Их падение зачастую еще более стремительно, чем взлет. «Нашу жизнь рассматривают под микроскопом, нам так больно, что мы не можем объяснить это ни друзьям, ни семье. Но я обещаю: мне станет лучше, я все для этого сделаю. Со мной все будет хорошо», — говорила весной после попытки наложить на себя руки 28-летняя Гу Хара — любимица публики со времен участия в группе KARA. Ее бой с депрессией не был ни для кого секретом, но уже осенью лейбл посчитал, что его звезда вполне готова вернуться на сцену. В прошлое воскресенье, через несколько дней после очередного сольного концерта, Хару нашли мертвой в ее доме. В своем финальном Инстаграм-посте девушка пожелала всем «спокойной ночи»: возможно, теперь созданная ей кампания против онлайн-травли обретет второе дыхание, ведь среди сотни тысяч комментариев под ее последним селфи невозможно найти негатив — лишь извинения, слезы и разбитые сердца. Всего за месяц до кончины Хары так же ушла ее близкая подруга, 25-летняя певица Солли. После секс-скандала девушку травили в соцсетях так сильно, что ей пришлось лечиться от депрессии, а в сентябре она объявила об уходе из музыки, которой посвятила всю сознательную жизнь.

РЕКЛАМА - ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ
Солли и Гу Хара
Фото: @koohara__
Солли и Гу Хара Фото: @koohara__

«Айдолы работают под немыслимым давлением, а стресс, который они испытывают ежедневно, никогда не спадает. Начинающие звезды не едят, не спят из-за загруженного расписания, зато их просят постоянно прятать эмоции и улыбаться фанатам. Они обязаны быть сексуальными, но не заниматься сексом, должны выглядеть крутыми, но никому не перечить», — объяснил парадоксы корейской поп-музыки участник группы первого поколения Shinhwa. Будущие айдолы едва сводят концы с концами и изводят себя, чтобы на цыпочках дотянуться до издевательски высокой планки. В K-pop все решает коммерческий успех, которого не случится, если потенциальный кумир хоть каплю не похож на идеального человека. Он не ошибается, не жалуется, не устает и не стареет, его ждут изнурительные туры, альбомы на нескольких языках, мероприятия, ток-шоу, фотосессии и любые другие уловки, созданные, чтобы утолить информационный голод фанатов и в то же время заставить их хотеть большего. Те, кто целятся в звезды, должны пожертвовать всем и посвятить себя работе, и тем не менее: по опросу NBC News, 25% корейских подростков хотят стать звездами K-pop.

BLACKPINK
Фото: SCNG
BLACKPINK Фото: SCNG

22-летняя Сочжин потратила пять долгих лет на эволюцию от участницы шоу талантов до обладательницы контракта с крупным лейблом. В 2015-м, пройдя через строжайший отбор, она наконец получила место в новой группе, но что-то пошло не так: девушку исключили из коллектива и разорвали все договоренности. Спустя месяц Сочжин вышла в окно 10-го этажа: она отдала мечте всю жизнь, только чтобы увидеть, как та рассыпается, словно карточный домик. 25-летняя U;Nee прошла тот же путь еще в 2000-х: она выбилась из нищеты, начав актерскую карьеру, а в 2003 переключилась на пение, выпустив первый (и сразу успешный) альбом. Второй альбом в 2005-м стал еще большим хитом, а в 2007 она закончила третий и... покончила с собой. Ее уничтожила депрессия, стресс и постоянные нападки критиков: в январе 2007-го ее бабушка вернулась домой из церкви и увидела, что любимая внучка повесилась. Никакой прощальной записки, только тревожная запись на ее сайте: «Я чувствую пустоту. Снова иду по незнакомой дороге, не понимая, что меня ждет».

«Всему миру одиноко и грустно. Если мы об этом знаем, почему мы не можем создать такие условия, в которых каждый может обратиться за помощью, сказать, что жизнь стала неподъемной, когда будет слишком сложно, признаться, что по кому-то скучает и в чем-то нуждается?», — рассуждает Шуга из самой мейнстримной корейской группы BTS. В августе коллектив объявил, что берет перерыв, чтобы все участники могли отдохнуть от бешеного ритма жизни, и мягко попросил «Армию» поклонников подарить им каплю спокойствия. За первый отпуск с 2013 года BTS очень хвалили: до них никто не осознавал, что так тоже можно. Что звезды — не роботы, от усталости обычно помогает отдых, а депрессию и панические атаки нужно лечить, а не побеждать силой воли и ждать, когда они уйдут сами. Потому что, как показывает практика, они всегда возвращаются, чтобы довести свое гадкое дело до конца.

РЕКЛАМА - ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ
Фото: Getty
Фото: Getty

После смерти Кима Джонхена фанаты запустили петицию с требованием обеспечить артистам должный уровень психологической поддержки, и эта реакция абсолютно правильна и логична, но кое-что они все же упускают. Ким, Солли и Хара действительно не были первыми — так же нас когда-то покинули Курт, Честер и Кит. Вот только молодые айдолы уходят один за другим, а Сеть все чаще пестрит похожими, как две капли воды, заголовками о затравленных и загнанных в угол корейских звездах, для которых смерть становится желаннее славы. Что-то безнадежно испорченное спрятано под безупречной маской K-pop, и виноваты в этом не только продюсеры, лишающие своих протеже права на личную жизнь, дружбу, эмоции и все человеческое.

Что будет, если смешать хронический стресс, немыслимые нагрузки и давление в соцсетях, и как изменится ситуация, если убрать из этого смертельного коктейля хотя бы один ингредиент? Пока эмоциональное состояние людей интересует нас задним числом, когда новостные сайты уже соревнуются в умении трогательно описать их смерть и выжимают последние капли из скандалов, в которые падшие герои были замешаны при жизни (как это происходило с Солли, у секс-скандала которой едва не открылось второе дыхание после ее кончины), прощальных записок не станет меньше. После травли в соцсетях не остается крови на руках, как после драки, в которой разбитое лицо жертвы делает ее боль видимой. За оставленные насмешки, оскорбления и даже пожелания смерти не придется отвечать так, как за нанесение тяжких телесных, но это не делает моральное насилие и особенно его последствия менее реальными для человека по ту сторону экрана. Хейт в Сети зашел так далеко, что словам поддержки его не победить — это так же бесполезно, как попытки признаться кому-то в любви под шум реактивного двигателя. И даже если реалии шоу-бизнеса нам неподвластны, кое-что от нас все же зависит. «Вам дарована свобода слова, но умоляю, спросите себя, что вы за человек, прежде чем оставите жестокий комментарий в соцсетях», — в отчаянии просила Гу Хара незадолго до смерти. — «Неужели невозможно быть добрее к людям, которые страдают?».